Тормозная пневматическая система на полуприцепах
- Краткое описание пневматической тормозной системы на полуприцепах
- Основные составляющие пневматической системы торможения
- Контуры пневматической системы торможения
- Блок управления ABS
- Принцип действия пневматической тормозной системы
- Как происходит торможение полуприцепа
- Используемая система стояночного тормоза
- Вспомогательная система торможения
- Автоматическая экстренная остановка
Современные грузовые автомобили с полуприцепами оснащаются пневматическими тормозами, работа которых основывается на сжатии воздуха, циркулирующего по герметичному контуру. Знание конструкции и принципа работы пневмосистемы позволяет гарантировать безопасность управления машиной.
Краткое описание пневматической тормозной системы на полуприцепах
В каждом конкретном случае конструкция пневматической тормозной системы может незначительно отличаться, в зависимости от модели грузового автомобиля.
Стандартные тормозные пневмосистемы состоят из следующих элементов:
- блок управления;
- энергетические элементы;
- тормоза.
Наличие воздушной системы полуприцепов позволяет согласовать работу тормозов тягача с прицепом. Она отвечает за правильное распределение сжатого воздуха по всему контуру, обеспечивая своевременное торможение и плавное замедление грузовика. Состоит такая воздушная система полуприцепа из многочисленных клапанов и поршней.
Основные составляющие пневматической системы торможения
Замедление автомобиля, который оснащен такой пневматической тормозной системой, обеспечивается за счёт циркуляции под большим давлением воздуха по герметичному контуру.
Пневмосистема на современных полуприцепах состоит из следующих узлов:
- 4-контурного крана, который отвечает за распределение очередности заполнения контуров;
- компрессора, обеспечивающего необходимое давление воздуха в системе;
- модулятора ABS, который предупреждает блокировку колес при торможении автомобиля.
Схема пневмосистем полуприцепов от зарубежных и отечественных производителей аналогична по своей конструкции, что позволяет несколько упростить сервисное обслуживание и ремонт автомобилей.
Контуры пневматической системы торможения
Пневматическая тормозная система состоит из нескольких контуров, которые необходимы для её правильной работы и эффективного замедления автомобиля.
Контуры тормозной системы включают следующее:
- компрессор представляет собой мощный насос, который закачивает воздух в специальный питающий контур;
- имеющийся питающий контур отвечает за подготовку воздуха пневмосистемы тормозов;
- давление в контурах поддерживается за счёт специального регулятора;
- регулятор имеет дополнительное разгрузочное устройство, позволяющее сбрасывать лишний воздух из системы;
- имеющийся осушитель отвечает за подготовку воздуха для его закачки в герметичные контуры;
- запасы подготовленного для пневмосистемы воздуха хранятся в специальном ресивере;
- в предохранителях происходит смешивание воздуха со специальными химикатами, которые обеспечивают правильную работу тормозов при минусовой температуре;
- в системе контуров имеется защитный клапан, который может быть одинарным, двойным или 4-контурным.
Современные осушители могут не только удалять из воздуха различные примеси и воду, но и работают как эффективный фильтр. Это достаточно дорогостоящий и сложный в обслуживании узел, от состояния которого зависит эффективность работы тормозов.
Блок управления ABS
Тормозные пневмосистемы на современных автомобилях оснащаются антиблокировочной системой, которая позволяет предупредить блокировку колес при замедлении автомобиля.
Состоит ABS из следующих компонентов:
- блоков управления;
- различных датчиков-измерителей;
- соединительных вилок;
- клапанов магнитных и электрических;
- предупреждающей индикации, сообщающей о наличии каких-либо неисправностей в ABS.
Диагностику и ремонт ABS лучше всего выполнять в условиях сервиса с использованием специального компьютерного оборудования. Только в этом случае можно правильно восстановить неисправную антиблокировочную систему, обеспечивая безопасность управления грузовым автомобилем.
Принцип действия пневматической тормозной системы
Принцип действия основывается на использовании сжатого воздуха, который хранится в специальных емкостях (ресиверах) и нагнетается в систему мощным компрессором. При нажатии на педаль тормоза создается давление в камерах, зажимаются колодки, после чего автомобиль начинает замедляться. Как только водитель отпускает педаль тормоза, изменяется давление воздуха, и торможение грузового автомобиля прекращается.
На современных тягачах распространение получили тормозные системы от Haldex, Wabco и компании Knorr-Bremse. Последняя зарекомендовала себя как самая эффективная и надежная. При этом она дополнительно оснащена ABS, что существенно повышает безопасность управления грузовым автомобилем. Двухосные прицепы обычно имеют ABS 2S/2M, тогда как трехосные получили антиблокировку 4S/3M. Работа пневмосистемы тормозов управляется автоматикой. Компания Wabco выпускает специальное программное обеспечение и диагностические приборы, которые позволяют проводить самотестирование и своевременно определять имеющиеся неисправности.
Как происходит торможение полуприцепа
В нижней тормозной секции воздух, который подается из ресивера, начинает давить на диафрагму и сжимает внутреннюю пружину. Далее давление передается на толкатели и специальный разжимной кулак.
Валик кулака проворачивается, что приводит к разведению в стороны колодок тормозов. Они прижимаются к барабану, и автомобиль начинает эффективно и прогнозируемо замедляться. Как только педаль тормоза отпускают, на своё место возвращается пружинка, а остаточное давление сбрасывается из системы.
Используемая система стояночного тормоза
Стояночный тормоз, который известен как ручник, позволяет удерживать автомобиль неподвижным во время стоянки. Как только водитель переводит рычаг ручного тормоза в активное положение, пружины энергоаккумулятора подают соответствующий сигнал, после чего колодки плотно прижимаются к барабану. Работа стояночного тормоза возможна даже в том случае, если отсутствует воздух в пневмосистеме. За правильную работу стояночного тормоза отвечает кран, который имеет 4 выхода.
При полностью выжатой ручке крана воздушное давление может поступать из ресивера в энергоаккумулятор, что позволяет растормаживать автопоезд. При переводе селектора в противоположное положение клапан закрывается, что перекрывает доступ воздушного потока в энергоаккумулятор. Это приводит к растягиванию пружины и торможению автомобиля.
Вспомогательная система торможения
Наличие вспомогательный тормозной системы позволяет повысить безопасность управления автомобилем. При отказе основных рабочих контуров остановить машину можно с помощью таких вспомогательных энергетических пружинных аккумуляторов. При активации вспомогательной системы давление быстро сбрасывается до оптимального уровня.
В современных автомобилях КамАЗ такая пневмосистема имеет 4 механизма с общей конструкцией, но при этом они работают изолированно. Если по каким-либо причинам один или даже два механизма вышли из строя, то водитель может остановить многотонный грузовик вспомогательными или запасными тормозами.
Автоматическая экстренная остановка
Повреждение одного из контуров пневмосистемы ведет к падению давления воздуха. Тормозной кран сбрасывается, что обеспечивает экстренную остановку автомобиля. Работа пневмосистемы настроена таким образом, чтобы двухпозиционный клапан закрывал при обрыве силы воздуха проходное сечение, после чего резко падает давление, а через 2 секунды уже срабатывает на прицепе тормозной кран. Тем самым обеспечивается безопасное торможение грузового автомобиля.
На современных полуприцепах используемая пневматическая тормозная система имеет достаточно сложную конструкцию, поэтому крайне важно регулярно проводить её технический осмотр и плановый ремонт. Нужно проверять наличие повреждений трубок и выявлять факт утечки воздуха.
Для безопасной эксплуатации полуприцепа крайне важно знать особенности работы пневматических тормозов, что позволит правильно среагировать на экстренные ситуации на дороге. При выполнении ремонтных и сервисных работ следует использовать исключительно качественные расходники и запчасти, что позволяет гарантировать отсутствие критических полок, а водитель будет всегда уверен в своём грузовом автомобиле.