Утилизационный сбор на полуприцепы вырастет с 1 января 2023
Как рассчитать платеж по утильсбору
Утилизационный сбор — это единовременный платеж, который нужно заплатить государству за производимую в РФ или ввозимую в нашу страну технику.
Чтобы рассчитать платеж, нужно базовую ставку утильсбора умножить на коэффициент. Базовая ставка на полуприцепы не изменится – 150 000 руб. Зато коэффициент увеличится: с 0,64 до 4 для новых полуприцепов и с 8,05 до 13,5 для полуприцепов старше трех лет. Так что речь идет о значительном повышении платежа. Сейчас на новые полуприцепы утильсбор составляет 96 тыс. руб., а вырастет до 600 тыс. руб. За ввоз подержанных полуприцепов нужно будет платить утильсбор в размере 2 025 000 руб. (до индексации – 1 207 500 руб.).
Для чего правительство повышает утильсбор?
Минпромторг сообщает, что индексация необходима “для выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции”.
Так было и раньше, когда утильсбор индексировали в 2018 году. До этого российские предприниматели массово ездили за техникой в Европу, где можно было приобрести подержанные полуприцепы в отличном состоянии. Было дешевле купить технику с пробегом за границей, растаможить и запустить в эксплуатацию в России. Европейские транспортные компании, в свою очередь, часто обновляют парк, и основным рынком сбыта транспортных средств с пробегом для них в то время была Россия. Поэтому у нас ввели утильсбор – как механизм регулирования стоимости ввозимой иностранной техники. В результате привозить полуприцепы из Европы стало дорого, и импорт резко сократился.
Тогда, в 2018 году, большой коэффициент утильсбора выставили на подержанную технику (8,05), а на новую коэффициент был минимальный (0,64). Сейчас коэффициент утильсбора на новую технику проиндексировали в 6 раз. Почему?
В этом году рубль подешевел по отношению к евро примерно на 30% (весной был курс 87, потом упал до 63 руб.), и стоимость европейской техники в рублях тоже подешевела. После санкций официальные поставки техники из Европы прекратились, и перед российскими покупателями встал выбор:
1) перейти на отечественные полуприцепы
2) покупать европейские полуприцепы у торговых компаний, которые везут их параллельным импортом
3) самим пригонять технику из Европы – это дороже, чем покупать российские полуприцепы, но и дешевле, чем покупать у торговых компаний в РФ свежие европейские полуприцепы (не старше двух лет).
Поэтому правительство решило повысить утильсбор, чтобы защитить отечественных производителей.
Платить утильсбор должны и российские производители техники, но для них государством предусмотрен механизм возврата в виде различных субсидий.
Как это скажется на стоимости техники?
Формально за утилизационный сбор платят производители или импортеры. Однако в итоге за “утилизацию” придется платить и потребителям. Производители и импортеры поднимут цены на технику, чтобы компенсировать свои затраты. Причем постепенное повышение цен может начаться уже в декабре.
В сегменте техники с пробегом ценообразование привязано к рынку новой техники – как следствие, цены на подержанные полуприцепы тоже вырастут.