Расти, чтобы выжить: как перевозчику выиграть в гонке автопарков

17 марта 2022
2068
Время чтения: 2 минуты
Расти, чтобы выжить: как перевозчику выиграть в гонке автопарков

Курс на укрупнение

Тренд на консолидацию заметен во многих сферах российской экономики. Например, в fashion-ритейле: по данным РБК, 33% общего оборота обеспечивают 50 крупнейших компаний. И в банковском сегменте: по оценке Moody’s, самые маленькие банки составляют не больше 20% игроков и владеют всего 0,1% всех активов.

Аналогичная ситуация складывается в автомобильных грузоперевозках. В EY отмечают, что темпы консолидации увеличиваются с 2014 года: мелкие игроки постепенно выходят из игры, тогда как крупные перевозчики занимают все большую долю рынка.

Эта тенденция хорошо видна по динамике больших компаний с автопарком свыше 50 сцепок, говорит Евгений Поправка. Если в 2015 году, по данным агентства «Автостат», им принадлежало 11 492 единицы техники, то к 2021 году этот показатель вырос почти в 4 раза — до 43 540. При этом общий парк грузовиков в России, зарегистрированных в системе «Платон», за этот же период увеличился только в 2 раза. Значит, крупные игроки активнее наращивают свои автопарки и забирают заказы небольших перевозчиков.

Главная стратегия — в росте

Евгений Поправка отмечает, что крупные перевозчики сфокусированы именно на наращивании объемов техники, а не на оптимизации процессов, автоматизации или улучшении показателей рентабельности.

«Психологический порог», к которому стремятся многие большие перевозчики, — 1000 сцепок и более. Сейчас в России 25 компаний с таким парком. При этом их доля в общем парке грузовой автотехники в стране не превышает 5%. Это говорит о том, что процесс консолидации еще не завершен, считает эксперт. «Опыт европейских компаний с парком в 10 000 сцепок показывает, что на нашем рынке еще есть потенциал для роста, причем значительный. Российских перевозчиков с 1000+ сцепок становится больше. И они, как правило, на этом не останавливаются, продолжают расти, ставят новые цели — 3000, 5000 сцепок и далее», — объясняет он.

Выигрывает большой перевозчик

У компаний с крупными автопарками сокращаются расходы на одну сцепку: лизинговые компании и банки, поставщики грузовой техники, автозапчастей и топлива, а также сервисные центры дают им значительные оптовые скидки за счет больших объемов закупки. Улучшается экономика грузоперевозок — как следствие, перевозчик может предлагать более низкие тарифы и конкурентные цены, чем в среднем по рынку. Это привлекает новых клиентов и больше заказов, что стимулирует перевозчика дальше наращивать свой парк и долю рынка.

Поэтому сейчас транспортным компаниям важно вступить в гонку автопарков — только так они смогут попасть в число лидеров рынка.

Иначе, уверен Евгений Поправка, не получится сохранить даже текущие позиции. При этом небольшим перевозчикам надо следить не за процентом прироста парка, а оценивать свою динамику роста в количестве сцепок. «Если перевозчик с 10 сцепками увеличивает автопарк на 20% каждый год — это совсем другие цифры, чем если аналогичный показатель роста демонстрирует его конкурент со 100 сцепками в парке, — комментирует эксперт. — Первая компания начнет стремительно проигрывать — даже при одинаковом росте в процентах. Потому что ее парк увеличивается на 2 сцепки в год, а у крупной компании — на 20».

Финансовые инструменты для роста

Как финансово обеспечить увеличение объема техники? Классика транспортного рынка — лизинг. При выборе 0% аванса серьезно страдает экономика: тело долга больше, поэтому больше ежемесячные платежи и переплата по процентам. «Если учитывать все расходы — на топливо, зарплату водителю, техническое обслуживание, лизинговые платежи, сцепка, купленная без аванса, начнет генерировать убыток, — поясняет Евгений Поправка. — Его надо покрывать из других источников дохода — например, из прибыли со сцепок, которые уже находятся в собственности».

У сцепки, купленной в лизинг с авансовым платежом 10–20%, экономика лучше. Однако компании нужны средства на первоначальный взнос, поэтому рост автопарка ограничен размером ее собственного капитала: тот, у кого он больше, растет быстрее.

«Можно, конечно, привлекать инвестиции,— говорит эксперт. — Но на практике компании из сектора грузоперевозок на бирже представлены слабо, и вряд ли кто-то из венчурных инвесторов всерьез рассматривает этот рынок».

Наравне с лизингом, в последние пару лет в России стали развиваться новые способы финансирования роста автопарков. Один из них — операционная аренда полуприцепов. Этот инструмент позволяет увеличивать автопарк с той же скоростью, как при лизинге с нулевым авансом, но без генерации убытка. Перевозчик не тратит деньги на первоначальные взносы за полуприцепы, а сэкономленные средства может перенаправить на покупку тягачей. Так, при одинаковых вложениях, вместо 10 сцепок в лизинг при комбинированном подходе (тягачи покупаются в лизинг, а полуприцепы берутся в аренду) он получит уже 13 сцепок и увеличит выручку на 30%. При этом остаточная стоимость дополнительных тягачей, купленных компанией по такому сценарию, перекроет остаточную стоимость полуприцепов, которые при покупке в лизинг стали бы ее собственностью.

Очевидно, что, наравне с операционной арендой, транспортным компаниям нужны и другие новые финансовые инструменты, которые, с одной стороны, помогут перевозчикам снижать себестоимость услуг, с другой — позволят им активнее наращивать автопарк и меньше зависеть от размера собственного капитала. Такие инструменты изменят динамику всей отрасли и станут стимулом к дальнейшему развитию сферы логистики и грузоперевозок. И те компании, которые сумеют первыми ими воспользоваться, получат серьезное преимущество перед конкурентами.

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сэкономьте на самосвальном
полуприцепе 2,2 млн рублей

Оставь заявку сейчас и получи получи инструкцию как сэкономить 2 263 344 ₽ при покупке самосвального полуприцепа

Как с вами связаться?

Дмитрий Катанов

руководитель группы продаж полуприцеп.рф

Дмитрий Катановруководитель группы продаж полуприцеп.рф

добавить отзыв

Загрузить фотогрфию

Обзор

Файл не выбран

Дмитрий Катановруководитель группы продаж полуприцеп.рф

Комплект документов для согласования договора аренды
  • Последняя отчетность о прибылях и убытках с отметкой ФНС (для юр.лиц на ОСНО)
  • Бухгалтерский баланс с отметкой ФНС (для юр.лиц на ОСНО)
  • Выписка с расчетного счета (для юр. лиц на УСН)
  • Паспорт директора 
  • Заполненная анкета