Тренд на консолидацию заметен во многих сферах российской экономики. Например, в fashion-ритейле: по данным РБК, 33% общего оборота обеспечивают 50 крупнейших компаний. И в банковском сегменте: по оценке Moody’s, самые маленькие банки составляют не больше 20% игроков и владеют всего 0,1% всех активов.
Аналогичная ситуация складывается в автомобильных грузоперевозках. В EY отмечают, что темпы консолидации увеличиваются с 2014 года: мелкие игроки постепенно выходят из игры, тогда как крупные перевозчики занимают все большую долю рынка.
Эта тенденция хорошо видна по динамике больших компаний с автопарком свыше 50 сцепок, говорит Евгений Поправка. Если в 2015 году, по данным агентства «Автостат», им принадлежало 11 492 единицы техники, то к 2021 году этот показатель вырос почти в 4 раза — до 43 540. При этом общий парк грузовиков в России, зарегистрированных в системе «Платон», за этот же период увеличился только в 2 раза. Значит, крупные игроки активнее наращивают свои автопарки и забирают заказы небольших перевозчиков.
Главная стратегия — в росте
Евгений Поправка отмечает, что крупные перевозчики сфокусированы именно на наращивании объемов техники, а не на оптимизации процессов, автоматизации или улучшении показателей рентабельности.
«Психологический порог», к которому стремятся многие большие перевозчики, — 1000 сцепок и более. Сейчас в России 25 компаний с таким парком. При этом их доля в общем парке грузовой автотехники в стране не превышает 5%. Это говорит о том, что процесс консолидации еще не завершен, считает эксперт. «Опыт европейских компаний с парком в 10 000 сцепок показывает, что на нашем рынке еще есть потенциал для роста, причем значительный. Российских перевозчиков с 1000+ сцепок становится больше. И они, как правило, на этом не останавливаются, продолжают расти, ставят новые цели — 3000, 5000 сцепок и далее», — объясняет он.
Выигрывает большой перевозчик
У компаний с крупными автопарками сокращаются расходы на одну сцепку: лизинговые компании и банки, поставщики грузовой техники, автозапчастей и топлива, а также сервисные центры дают им значительные оптовые скидки за счет больших объемов закупки. Улучшается экономика грузоперевозок — как следствие, перевозчик может предлагать более низкие тарифы и конкурентные цены, чем в среднем по рынку. Это привлекает новых клиентов и больше заказов, что стимулирует перевозчика дальше наращивать свой парк и долю рынка.
Поэтому сейчас транспортным компаниям важно вступить в гонку автопарков — только так они смогут попасть в число лидеров рынка.
Иначе, уверен Евгений Поправка, не получится сохранить даже текущие позиции. При этом небольшим перевозчикам надо следить не за процентом прироста парка, а оценивать свою динамику роста в количестве сцепок. «Если перевозчик с 10 сцепками увеличивает автопарк на 20% каждый год — это совсем другие цифры, чем если аналогичный показатель роста демонстрирует его конкурент со 100 сцепками в парке, — комментирует эксперт. — Первая компания начнет стремительно проигрывать — даже при одинаковом росте в процентах. Потому что ее парк увеличивается на 2 сцепки в год, а у крупной компании — на 20».
Финансовые инструменты для роста
Как финансово обеспечить увеличение объема техники? Классика транспортного рынка — лизинг. При выборе 0% аванса серьезно страдает экономика: тело долга больше, поэтому больше ежемесячные платежи и переплата по процентам. «Если учитывать все расходы — на топливо, зарплату водителю, техническое обслуживание, лизинговые платежи, сцепка, купленная без аванса, начнет генерировать убыток, — поясняет Евгений Поправка. — Его надо покрывать из других источников дохода — например, из прибыли со сцепок, которые уже находятся в собственности».
У сцепки, купленной в лизинг с авансовым платежом 10–20%, экономика лучше. Однако компании нужны средства на первоначальный взнос, поэтому рост автопарка ограничен размером ее собственного капитала: тот, у кого он больше, растет быстрее.
«Можно, конечно, привлекать инвестиции,— говорит эксперт. — Но на практике компании из сектора грузоперевозок на бирже представлены слабо, и вряд ли кто-то из венчурных инвесторов всерьез рассматривает этот рынок».
Наравне с лизингом, в последние пару лет в России стали развиваться новые способы финансирования роста автопарков. Один из них — операционная аренда полуприцепов. Этот инструмент позволяет увеличивать автопарк с той же скоростью, как при лизинге с нулевым авансом, но без генерации убытка. Перевозчик не тратит деньги на первоначальные взносы за полуприцепы, а сэкономленные средства может перенаправить на покупку тягачей. Так, при одинаковых вложениях, вместо 10 сцепок в лизинг при комбинированном подходе (тягачи покупаются в лизинг, а полуприцепы берутся в аренду) он получит уже 13 сцепок и увеличит выручку на 30%. При этом остаточная стоимость дополнительных тягачей, купленных компанией по такому сценарию, перекроет остаточную стоимость полуприцепов, которые при покупке в лизинг стали бы ее собственностью.
Очевидно, что, наравне с операционной арендой, транспортным компаниям нужны и другие новые финансовые инструменты, которые, с одной стороны, помогут перевозчикам снижать себестоимость услуг, с другой — позволят им активнее наращивать автопарк и меньше зависеть от размера собственного капитала. Такие инструменты изменят динамику всей отрасли и станут стимулом к дальнейшему развитию сферы логистики и грузоперевозок. И те компании, которые сумеют первыми ими воспользоваться, получат серьезное преимущество перед конкурентами.
Перейдите в каталог, выберите полуприцеп и получите его дешевле на 20% и быстрее в 7 раз классических условий покупки
225
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку персональных данных: файлов cookie и пользовательских данных с помощью метрических программ Яндекс.Метрика и GoogleAnalytics в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.
This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may affect your browsing experience.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.
Cookie
Duration
Description
cookielawinfo-checkbox-analytics
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Analytics".
cookielawinfo-checkbox-functional
11 months
The cookie is set by GDPR cookie consent to record the user consent for the cookies in the category "Functional".
cookielawinfo-checkbox-necessary
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category "Necessary".
cookielawinfo-checkbox-others
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other.
cookielawinfo-checkbox-performance
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance".
viewed_cookie_policy
11 months
The cookie is set by the GDPR Cookie Consent plugin and is used to store whether or not user has consented to the use of cookies. It does not store any personal data.
Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.
Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.
Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.