fbpx

Регулировка седла полуприцепа

6 сентября 2023
746
Время чтения: 2 минуты

Возможное постукивание в задней части транспортного средства, которое возникает во время движения, является распространенной проблемой среди водителей грузовиков и операторов тягачей. В таких ситуациях рекомендуется осмотреть систему подвески, рессоры и амортизаторы тягачей, а после этого проверить работоспособность седельно-сцепного устройства (ССУ) или, как его называют профессионалы, седла тягача. Если данное устройство не работает как следует, особенно во время поездки, крайне важно уметь самостоятельно корректировать этот компонент, чтобы добраться до ближайшего сервисного центра.

Что это такое?

Седельно-сцепные устройства для тягачей относятся к категории соединительных компонентов для транспортных средств, предназначенных для буксировки. В процессе изготовления этих устройств строго соблюдаются все технические нормативы, а также правила дорожного движения и техническая безопасность при соединении. В случае внесения любых изменений в процессе эксплуатации транспортное средство (ТС) больше нельзя использовать. Поэтому при попытке настройки или регулировки ССУ на тягаче крайне важно строго следовать всем указаниям и рекомендациям.

Седло – это центральный элемент, который соединяет тягач с полуприцепом. С развитием автомобильной промышленности эти устройства были улучшены и теперь соответствуют актуальным стандартам и требованиям. Интенсивное применение электронных систем и автоматизации в автомобильной технике сделало использование тягачей максимально безопасным, процесс ремонта – упрощенным, а затраты времени на соединение и разъединение – минимизированными.

Современные седельно-сцепные устройства включают в себя ряд критически важных компонентов, таких как опорная плита, разъемно-сцепное устройство и деталь, обеспечивающая гибкость.

Сцепление тягового автомобиля и полуприцепа происходит после того, как шкворень, укрепленный на полуприцепе, вставляется в прорезь опорной плиты и фиксируется замковыми элементами.

На сегодняшний день в основном применяются два типа механизмов для разъединения и соединения ССУ тягача: с одним и с двумя захватами.

Первый тип широко используется на грузовиках европейских производителей (например, Jost), второй более характерен для отечественной автомобильной промышленности. Отличие между ними состоит в том, что механизм с двумя захватами передает тяговые усилия, которые принимаются только захватами и пальцами, соединенными с ними. В механизме с одним захватом усилия также передаются на запорный кулак. Компонент, на который возлагается наибольшая ответственность, подвергается только сжимающим усилиям. Это обеспечивает дополнительную надежность и безопасность, которыми характеризуются седельно-сцепные устройства на тягаче.

Для обеспечения максимальной гибкости сцепления ССУ тягача допускают три степени свободы, которые обеспечивают поворот полуприцепа, возможность увеличения качения и наклонов.

Категории соединительных механизмов

Разные модели соединительных устройств обладают уникальными характеристиками. В зависимости от метода крепления в составе автопоезда, их можно разделить на несколько типов:

  1. Частично автоматизированные. В этом варианте часть процесса сцепления осуществляется вручную.
  2. Полностью автоматические. Весь процесс соединения управляется автоматически через пневматические и электронные системы.

В зависимости от количества точек зацепления на седле, эти устройства могут быть однозахватными и двухзахватными, как было упомянуто выше. Последний аспект для рассмотрения — количество степеней свободы механизма:

  1. С двумя степенями свободы – конфигурация позволяет полуприцепу двигаться в продольной оси под заданным углом, а также осуществлять повороты в горизонтальной плоскости до 90° (центр вращения — шкворень). Это соединение оптимально для использования на ровных дорожных покрытиях.
  2. С тремя степенями свободы – тип устройства дополнительно оснащен продольной осью, что дает дополнительную гибкость в форме поперечного качания с максимальным углом отклонения до 15°. Это идеально подходит для условий бездорожья.

Регулировка: необходимость и методы

Необычный звук, доносящийся из-под седла, часто выдает наличие проблемы. Этот акустический сигнал нарушения мира идеально работающего механизма проявляется как при остановке, так и на ходу. Регулировка как эффективная коррекция неминуема. Начать следует с удаления седла для оценки состояния резиновых деталей и втулок, а в случае необходимости – их замены. Очищение области контакта клина с зоной установки – важный этап работы.

Кроме того, необходим осмотр амортизационных подушек у седельно-сцепного устройства тягача. Процесс сводится к демонтажу седла и проверке, находится ли оно в исходной позиции на подрамнике.

Подчеркнутую важность имеют также запорные механизмы устройства. Открытый доступ к ним позволяет провести регулировку. Исключительно важно периодически контролировать уровень люфта. В случае обнаружения его избыточной величины есть варианты решения проблемы: регулировка или полная замена седла. Полимерные вкладыши, расположенные между основой седла и кронштейнами, – наиболее частая причина возникновения люфта. Примечательно, что эти вкладыши можно встретить в ремонтных комплектах для тягачей, но некоторые предпочитают экономить, выбирая использованные детали легковых автомобилей.

На долгом пути особенно важно обращать внимание на состояние замков и амортизирующих сайлентблоков седла на тягаче. Стандартное техническое обслуживание обязательно включает глубокий анализ состояния этих элементов на специализированной станции.

Принципиально важно помнить, что использование тягача и прицепа с неисправным седлом опасно для целостности деталей седельно-сцепного устройства. Квалифицированные специалисты настаивают на обязательной регулировке каждые 5000 км пробега.

Описанных выше методов регулировки седла тягача в большинстве случаев достаточно для решения проблем, таких как стук или иные ненормальные звуки. Но если неисправность касается других элементов, возможно, потребуется вмешательство другого рода. Опытные водители советуют применять сцепной палец, установленный на полуприцепе, как решение.

Процедура заключается в его установке в седло, и при появлении щелчка – начале вращения шкворня. Если есть люфт, можно попробовать скорректировать зазор между замком и пальцем с помощью специальной ручки или болта. После этого небольшое движение вперед, затем торможение и окончательное закрепление гайки. Стоит отметить, что не все автопроизводители одобряют такой метод, но водители говорят о его эффективности.

Не следует забывать, что регулировку седельно-сцепного устройства следует проводить на полуприцепе. Процедура и инструкции подробно описаны в руководствах разных производителей. Мелкие нюансы могут различаться.

И если детали несъемного седла тягача износились, и гарантийный срок их эксплуатации истек, существует проверенный метод – «наваривание» клина или губки, а затем их обработка. В случае износа цилиндрической поверхности опорной плиты лучшим решением будет обратиться к токарю для изготовления новой «подковы» или восстановления плиты при помощи абразивных инструментов.

Общие функциональные сбои, их причины и меры по их ликвидации

Не закрывается замок седельно-сцепного устройства (ССУ) тягача.

Различные элементы могут спровоцировать такой сбой, например, неверно установленный болт. Проверьте, что опорная пластина находится на той же высоте (или отличается не более чем на 50 мм) с ССУ. Дополнительные потенциальные причины включают неверное положение опорной пластины, неподходящий диаметр болта и так далее.

Трудности при открывании замка ССУ тягача.

Это часто случается, когда прицеп не расположен на одном уровне с тягачом. Такая проблема также может быть вызвана неправильным обслуживанием устройства, что приводит к поломке его деталей. В первом случае, чтобы поднять устройство, необходимо освободить замок ССУ, а во втором – отправить транспортное средство на техническое обслуживание.

ССУ тягача не фиксируется в готовом положении.

Скорее всего, искривлен замковый крюк или повреждена регулирующая пружина. Такие компоненты требуют незамедлительной замены.

ССУ тягача не удерживается в открытом состоянии.

Возможные причины включают деформацию стопора или повреждение пружины. Решение, как и в предыдущем случае, – замена компонентов.

ССУ тягача и полуприцеп имеют взаимные перемещения.

При этом слышен характерный звук удара. Это происходит из-за избыточного зазора в опоре или замковом устройстве. Специалист должен оценить ситуацию и принять соответствующее решение.

Основные правила ухода за седельно-сцепным устройством

Для обеспечения длительного срока службы седельно-сцепного устройства тягача без поломок необходимо соблюдать некоторые базовые принципы ухода. Так, перед выездом на дорогу необходимо проверить надежность крепления седельно-сцепного устройства тягача к шасси автомобиля. Также стоит обратить внимание на состояние захватов, замкового кулака и пружин замка.

Обязательным требованием является периодическое техническое обслуживание автомобиля на станции. Детали, которые деформировались или износились в седельно-сцепном устройстве тягача, должны быть незамедлительно заменены. Также важно помнить, что поверхность ССУ, захваты и кулаки требуют очистки по меньшей мере раз в год. При этом старую смазку необходимо тщательно удалить, а новую – нанести.

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сэкономьте на самосвальном
полуприцепе 2,2 млн рублей

Оставь заявку сейчас и получи получи инструкцию как сэкономить 2 263 344 ₽ при покупке самосвального полуприцепа

Как с вами связаться?

Александра Иванова

эксперт полуприцеп.рф

Александра Ивановаэксперт полуприцеп.рф

Как с вами связаться?

добавить отзыв

Загрузить фотогрфию

Обзор

Файл не выбран

Александра Ивановаэксперт полуприцеп.рф

Как с вами связаться?

Комплект документов для согласования договора аренды
  • Последняя отчетность о прибылях и убытках с отметкой ФНС (для юр.лиц на ОСНО)
  • Бухгалтерский баланс с отметкой ФНС (для юр.лиц на ОСНО)
  • Выписка с расчетного счета (для юр. лиц на УСН)
  • Паспорт директора 
  • Заполненная анкета