Как выбрать самосвальный полуприцеп в 2023 году
Как выбрать самосвальный полуприцеп в 2023 году
2022 год внес много изменений в рынок полуприцепов: и санкции, и рост цен на материалы и переход производителей на аналогичные комплектующие других поставщиков. При расчете экономической эффективности полуприцепа учитывают много нюансов и большой объем данных. Выяснили, на что обратить внимание при выборе полуприцепа для перевозки сыпучих стройматериалов.
Европейскую технику, которая давно себя зарекомендовала, теперь импортируют в ограниченном количестве и по новым схемам. Это напрямую влияет на рост цен. Для обзора выбраны пять самых ходовых моделей самосвальных полуприцепов на 2023 год:
- Grunwald (Россия),
- Neman (Россия),
- Wielton (Польша),
- Тонар (Россия),
- Kässbohrer (Турция).
Полуприцепы Тонар, Kässbohrer, Grunwald и Neman имеют полукруглую форму кузова (Half-pipe), Wielton — коническую (Konisch). Объем кузова у всех прицепов в диапазоне 32–34 куб. метра.
На что обращать внимание при выборе
Ориентироваться на экономическую эффективность конкретных моделей прошлого года нецелесообразно. Санкции, наложенные ЕС, полностью изменили структуру рынка: цены на иностранные детали выросли из-за дефицита импорта, продолжают дорожать резина, сталь и пластик.
Критерий 1. Сталь — важна высокая прочность
Сталь — один из основных материалов при изготовлении полуприцепа. Для рамы используют высокопрочную, а для кузова — высокопрочную и износостойкую. Чем дольше этот материал прослужит, тем выше экономическая эффективность полуприцепа. Сталь продают под разными названиями: Hardox, Strenx/Domex, Powerform/Severdom, Magstrong, но марка гораздо важнее, чем имя, данное производителем. Именно марка определяет прочность и износостойкость материала. В рассматриваемых моделях использованы следующие марки:
1. S700.
2. S460.
3. S420.
4. S355 (09Г2С).
Чем выше марка стали, тем она прочнее и тем меньше используется при создании полуприцепа, что влияет на его вес. Перевозчик, имеющий более легкий полуприцеп, сможет больше зарабатывать за рейс и весь период эксплуатации, если уменьшение массы рамы не скажется на ее прочности. Но за сталь с повышенными характеристиками прочности придется переплатить, а это не всегда экономически целесообразно.
Критерий 2. Резина — под суровые дороги России
Износостойкость резины — еще один важный показатель, который необходимо учесть перед тем как приобрести самосвальный полуприцеп.Резина бывает четырехтонной и усиленной пятитонной. Перевозчики предпочитают колеса с более высокой грузоподъемностью — они более адаптированы для езды по бездорожью и с перегрузом. Шины самосвального полуприцепа, не рассчитанные на повышенную нагрузку, могут лопнуть на ходу.
Критерий 3. Оси — с запасом грузоподъемности
Самый главный показатель при выборе оси — грузоподъемность. Для самосвальных полуприцепов обычно используют девятитонные оси. Но есть и усиленные до одиннадцати или тринадцати тонн — они более адаптированы под отечественный бизнес грузоперевозок.
Самосвалы покупаются под очень сильные перегрузки. Это все знают: и водители, и производители. У самосвалов короткое плечо, потому организовать маршрут, в котором они объезжали бы все рамки, — посильная задача вне зависимости от того, какой размер парка.
Например, самые распространенные самосвальные полуприцепы вмещают 33 куба груза. Если это песок, то в одном кубе его минимум 1,5 тонны. При расчете веса груза получается следующее: 1,5 × 33 = 49,5 тонн песка в кузове. А максимальная нагрузка на пять осей по закону — 40 тонн, включая вес сцепки. Наполнить кузов доверху без перегруза невозможно.
Критерий 4. Гидроцилиндры — приоритет у проверенных временем
Это механизм, который поднимает кузов при выгрузке. Если он не выдержит перегрузку и сломается, то многотонный кузов упадет на раму и не даст шансов выжить полуприцепу и тягачу. Поэтому так важно смотреть компанию-производителя гидроцилиндра. Самые проверенные бренды на данный момент — Hyva, Binotto и Penta. А, например, турецкий Hydromas еще не успел зарекомендовать себя на российском рынке. В рассматриваемых моделях установлены все перечисленные гидроцилиндры:
1. Hyva, Binotto — Grunwald, Wielton, Kässbohrer.
2. Hydromas, Penta — Тонар, Neman.
Критерий 5. Тормозные системы — можно присмотреться к китайским
Замена тормозных колодок и барабанов — регулярная часть обслуживания полуприцепа. Чем чаще они меняются, тем выше стоимость обслуживания и ниже экономическая эффективность техники. Поэтому надежность — основной критерий при выборе тормозов.
До 2022 года российские производители использовали преимущественно продукцию европейских брендов: WABCO, Haldex, Knorr-Bremse. Теперь купить ее сложнее, поэтому рынок адаптируется и присматривается к альтернативным производителям из Китая: VIE, SORL.
Вот как выглядит актуальный рейтинг в рамках представленных систем:
1. WABCO EBS (Германия) — Wielton и Kässbohrer.
2. VIE EBS (Китай) — Тонар.
3. SORL ABS (Китай) — Grunwald и Neman.
* В десятом пакете санкций наложен запрет на поставку из Европы в Россию осевых агрегатов для полуприцепов. Нет информации, сможет ли компания продолжать выпускать оси на своем заводе, расположенном в РФ.
Как правильно рассчитывать экономическую эффективность
Экономическая эффективность полуприцепов оценивается с помощью специальной расчетной характеристики — стоимости одного километра пути: чем дешевле километр — тем рентабельнее техника. При расчете учитывается цена покупки новой техники, переплата за кредит или лизинг, расходы на страхование по каско, а также цена продажи на вторичном рынке.
Общая стоимость владения полуприцепом = Цена покупки + Лизинг + Каско — Цена продажи
Стоимость 1 км = Общая стоимость / количество пройденных километров
При этом переплаты за лизинг или кредит зависит от первоначальной стоимости полуприцепа: чем выше стоимость — тем больше переплата. А вот остаточная стоимость определяется не только «неизрасходованным ресурсом» техники, но и предпочтениями покупателей на вторичном рынке. Какие-то полуприцепы дешевеют быстрее, а какие-то медленнее. Цена Grunwald на вторичном рынке может составлять 60% от цены нового, а Тонара того же года выпуска — 50%. Так выходит потому, что по статистике рынка в некоторых моделях эксплуатационного ресурса остается больше.
В свою очередь, стоимость обслуживания зависит от цены комплектующих и их надежности. Поэтому некоторые компании предпочитают покупать более дорогие модели полуприцепов, рассчитывая на более высокую надежность и меньшие расходы на обслуживание.
Все эти характеристики сложно оценить на глаз, поэтому мы собрали актуальные данные в одну таблицу и произвели расчет экономической эффективности, исходя из актуальных цен на 2023 год. При расчете мы основывались на усредненных эксплуатационных значениях: 250 тысяч километров пробега в год при 40 тоннах груза в кузове.
Экономическая эффективность самосвальных полуприцепов
* Без учета расходов на сервисное обслуживание и резину.
** Расчет экономической эффективности: 1) к цене покупки нового полуприцепа прибавляем расходы на кредит или лизинг; 2) из полученной суммы вычитаем цену продажи на вторичном рынке; 3) полученную цифру делим на 750 000 км (пробег за три года).