Типы тормозных систем полуприцепа
- Классификация тормозных систем
- Структура пневматической тормозной системы
- Основные элементы механизма привода
- Структура пневматического привода в системе торможения
- Четырехконтурный защитный клапан
- Комплектующие пневматической тормозной системы
- Принцип работы пневматического тормоза
- Функционирование стояночных и аварийных тормозных систем
- Система с энергоаккумуляторами
- Работа антиблокировочной системы (АБС)
- Мониторинговая и предупредительная система в тормозной аппаратуре
Для обеспечения безопасности каждый элемент активно используемого транспортного средства, особенно его тормозная система, должен быть в исправном состоянии. Это особенно актуально для полуприцепов, которые могут оснащаться разными видами тормозных систем. Знание конструкции и механизма работы этих систем необходимо для точной диагностики их состояния и устранения возможных неисправностей.
Классификация тормозных систем
Выбор типа тормозной системы основывается на механизме, который приводит транспортное средство к остановке. Существуют следующие разновидности тормозов:
- Фрикционные: остановка достигается за счет трения между контактирующими частями.
- Электрические: их работа зависит от электромагнитного взаимодействия элементов системы без физического контакта.
- Гидравлические: используют жидкость, находящуюся между движущимися частями системы, для создания тормозного усилия.
- Моторные: препятствие движению создается с помощью двигателя, воздействующего на колесную систему.
- Пневматические: эти системы, часто устанавливаемые в современных полуприцепах, функционируют благодаря взаимодействию многочисленных элементов.
Структура пневматической тормозной системы
Уникальной чертой пневматической системы торможения является применение сжатого воздуха в качестве основного источника энергии для остановки транспортных средств, таких как грузовики или полуприцепы. В этой системе сжатый воздух проходит через разнообразные элементы, обеспечивая работу тормозов. В составе тормозной системы полуприцепов присутствует специфический механизм привода, который связывает управление и тормозные элементы.
Основные элементы механизма привода
Приводная система делится на две ключевые части. Первую составляет управляющий привод, который включает элементы для запуска и управления тормозами, а также контроля энергетических запасов. Вторая часть — это энергетический привод, который включает компоненты для подачи сжатого воздуха к тормозным устройствам, включая тормозные камеры и пневмоцилиндры.
Обозначения элементов привода:
- Цифра «1» означает точку входа питающей магистрали. Если управляющий сигнал также служит питающим, применяется та же маркировка.
- Цифра «2» обозначает на схемах и деталях места выходных сигналов.
- Цифра «3» указывает на соединение элементов системы с окружающей атмосферой.
- Цифра «4» на клапанах, регуляторах тормозных сил, кранах и прочем отмечает вход управляющего пневмосигнала.
Структура пневматического привода в системе торможения
В пневматической тормозной системе, объединяющей полуприцеп и тягач, присутствует несколько независимо работающих контуров привода. Это разнообразие контуров способствует повышенной эффективности и безопасности тормозной системы. Основные компоненты питающего контура включают:
- Компрессор, выполняющий три важные функции: втягивание воздуха из окружающей среды, его сжатие и транспортировку в систему.
- Осушитель, который очищает сжатый воздух от лишних примесей, в том числе водяных паров и масляных частиц. Это помогает избежать проблем с замерзанием воды в системе при низких температурах.
- Предохранители, которые сегодня редко используются, так как современные осушители эффективно предотвращают замерзание воды в системе.
- Регулятор давления, поддерживающий давление в пределах безопасных 8 атмосфер и перенаправляющий воздух в цилиндры при его повышении. Обычно он совмещен с осушителем.
Четырехконтурный защитный клапан
Этот клапан играет важную роль в системе, распределяя сжатый воздух от компрессора по разным контурам. Два контура предназначены для работы основной тормозной системы, один – для стояночного тормоза, а последний обслуживает другие пневматические устройства автомобиля, такие как пневматическая подвеска или пневмогидроусилитель рулевого управления.
Четырехконтурный клапан не только распределяет, но и регулирует порядок поступления воздуха в контуры в зависимости от давления. В случае утечки в одном из контуров он гарантирует сохранение нормального давления в оставшихся.
Комплектующие пневматической тормозной системы
Включают в себя:
- Баллоны-ресиверы, служащие для хранения сжатого воздуха, который используется системой торможения.
- Тормозная педаль, контролирующая активацию рабочих тормозов.
- Ручной тормоз, управляющий стояночными тормозными системами.
- Аккумуляторы энергии, которые сохраняют необходимую мощность для системы тормозов в случае прерывания подачи сжатого воздуха.
- Цилиндры тормозов, преобразующие воздушное давление в механическую силу, необходимую для активации тормозов полуприцепа.
- Тормозные накладки, генерирующие трение с дисками или барабанами, что замедляет или останавливает движение.
- Датчик давления, установленный на панели управления водителя, отображающий текущее давление в системе.
Принцип работы пневматического тормоза
При запуске двигателя включается компрессор, который забирает атмосферный воздух, сжимает его и направляет в тормозную систему. Осушитель очищает воздух от примесей, а регулятор обеспечивает поддержание необходимого давления. Избыток воздуха возвращается в атмосферу через клапан.
Сжатый воздух накапливается в ресиверах. При нажатии на тормозную педаль, управляющий кран открывается, направляя воздух к тормозным цилиндрам и активируя тормозные накладки. Это воздействие замедляет или останавливает транспортное средство.
При отпускании тормоза воздух из цилиндров выходит, и тормозные накладки возвращаются в исходное положение, позволяя транспорту двигаться вновь.
Функционирование стояночных и аварийных тормозных систем
В этой конфигурации сжатый воздух из ресивера направляется к ручному тормозному механизму, который регулирует его поток к энергоаккумуляторам. Когда происходит снижение давления, пружины воздействуют на штоки в тормозных цилиндрах, заставляя колодки сжиматься с тормозными дисками, что инициирует процесс остановки как тягача, так и прицепа.
Энергоаккумуляторы препятствуют внезапному торможению, гарантируя безопасное замедление при понижении давления в системе.
Система с энергоаккумуляторами
При наличии энергоаккумуляторов в тормозных камерах полуприцепа создается специализированная система управления. Воздушный поток проходит через главную магистраль, минуя тормозной кран, и направляется в ресивер. Управляющий сигнал от тормозного крана регулируется через систему управления, включающую регуляторы тормозных сил, количество которых зависит от расположения осей для коррекции сигнала, направляемого в АБС.
Работа антиблокировочной системы (АБС)
АБС значительно упрощает процесс торможения, улучшая стабильность движения полуприцепа. Эта система отслеживает вращение колес и при их возможной блокировке снижает давление в тормозной системе, позволяя колесам продолжать вращение для лучшего контакта с поверхностью дороги и обеспечения более эффективного торможения.
Основные элементы АБС и их функции:
- Датчики скорости колес, работающие на основе электромагнитной индукции, способны обнаруживать моменты начала блокировки колес.
- Блок управления, который анализирует сигналы от датчиков и активирует соответствующие исполнительные механизмы.
- Модуляторы, служащие в качестве исполнительных устройств, регулируют уровень давления в системе.
АБС эффективно заменяет традиционные методы торможения, применяемые опытными водителями, такие как ритмичное нажатие на тормоза для предотвращения скольжения. Электроника в этом случае обеспечивает значительно большую эффективность и надежность, чем действия человека.
Мониторинговая и предупредительная система в тормозной аппаратуре
Эта система несет в себе две фундаментальные функции. Она постоянно следит за состоянием тормозной аппаратуры, обеспечивая мгновенное оповещение водителя о каких-либо аномалиях, особенно в экстренных ситуациях. Запуск системы происходит непосредственно после включения системы зажигания автомобиля.
Она оснащена манометром или двумя такими приборами для каждого тормозного контура, предоставляющими водителю актуальные данные о давлении в системе. В дополнение, в системе присутствуют индикаторные лампы различных цветов, которые отображают информацию о состоянии тормозной аппаратуры, основываясь на данных от датчиков. Это позволяет водителю оперативно получать важные сведения о работе тормозов, повышая тем самым уровень безопасности эксплуатации транспортного средства.
Тормозная система полуприцепа может казаться запутанной изначально. В ней используются разнообразные силы для остановки транспорта, часто задействуется энергия сжатого воздуха. В ее составе находится множество элементов с различными ролями. Осознание механизмов работы этих компонентов критически важно для скорого выявления и устранения неполадок, а также для безопасного использования полуприцепа.