Распиновка розетки освещения полуприцепа
- Розетки освещения полуприцепа
- Виды розеток освещения грузовых тягачей
- Как подключаются розетки
- Контакты в розетках ABS и EBS
- Для тягача и прицепа
- Для полуприцепа
- Для грузовика VOLVO
- Для грузовика IVECO
- Распиновка 7-полюсной розетки
- Распиновка 15-контактной розетки
- Для тягача
- Для прицепа
- Чем отличается американский стандарт от европейского
- Несколько советов по подключению розеток
Для безаварийной эксплуатации крупногабаритных тягачей с полуприцепами необходимо, чтобы задние световые приборы были подключены к питанию бортовой сети и к системе управления осветительными устройствами тягача. Только в этом случае во время торможения будут загораться на полуприцепе тормозные фонари, габаритные огни будут в ночное время обозначать настоящие размеры прицепа, при маневрах будут включаться левый и правый повторители поворотников.
Розетки освещения полуприцепа
Разъемы электрической сети полуприцепа обеспечивают подачу питания и управления на осветительные устройства и приборы световой сигнализации прицепа. Через них от электрической системы тягача подключается питание всей световой сигнализации полуприцепа: фонарей обозначения габаритных размеров, правого и левого поворотников, фонарей сигнализации тормозов, фонарей индикации движения задним ходом. Периодически водители, перевозящие грузы с использованием прицепа, сталкиваются с небольшими поломками и проблемами подключения световых приборов. Попробуем не допустить этих досадных неисправностей. Для этого подробно рассмотрим ситуации, с которыми иногда приходится сталкиваться, в нашем обзоре.
Виды розеток освещения грузовых тягачей
Современные тягачи оборудуются двумя видами разъемов для освещения полуприцепа. Это розетки S и N. У этих двух типов свои функции и задачи:
- Тип N подает питание и распределяет управление фонарями обозначения габаритов прицепа и индикацией фонарей тормозов от тягача до прицепа.
- Тип S выполняет те же задачи для включения фар индикации движения задним ходом, включения поворотников и противотуманных фар.
Между собой они серьезно не различаются, для удобства применения их делают разными по цвету. Обычно белая розетка – S, черная – N.
Сходство не означает их полную идентичность, у каждого разъема своя специфическая проводка:
- 1. В разъеме N все контакты имеют одинаковый диаметр в поперечнике кроме «массы», который имеет несколько больший диаметр.
- 2. У разъема S контакт масса имеет трубчатый вид.
Двумя упомянутыми разъемами тягачи не ограничиваются. Для грузовиков МАЗ, ДАФ и КАМАЗ существует дополнительная розетка с 15 контактами, которая подключает осветительные приборы и системы АБС и ЕБС.
Как подключаются розетки
Розетки электрической сети полуприцепа подключаются двумя способами: штатным и универсальным.
Штатный
Штатный способ более простой и удобный. Только желательно, чтобы на автомобиле при выпуске с завода был установлен оригинальный штекерный разъем для полуприцепов Krone и MAN. При наличии такого разъема остается только подобрать штекеры и воткнуть их в каждый из разъемов согласно схеме подключения. Все установлено по штатным электрическим схемам автомобиля и полуприцепа. Вмешиваться в электропроводку нет необходимости.
Универсальный
Бывают ситуации, когда на тягаче не установлена специальная штатная розетка. Придется ее устанавливать дополнительно. Сначала нужно убедиться в отсутствии бортового компьютера в электрической схеме автомобиля. Только в случае его отсутствия контакты и провода можно соединять при помощи простых соединений: скрутки, зажимом при помощи специальных клипс или лужения и пайки.
Контакты в розетках ABS и EBS
Для подсоединения розеток не требуется большого опыта, справится любой сообразительный механик. Достаточно знания схемы распиновки разъема полуприцепа.
Пин разъемов ABS и EBS:
- постоянный «+» под № 30 подает бортовое питание и сигнал включения/отключения на электрические клапаны ABS;
- при включенном зажигании «+» под № 15 получает электропитание от предназначенного для этого реле, размещенного на электронном блоке ABS;
- масса для вывода – 2;
- масса 1;
- сигнальная лампочка уведомляет в случае неисправности ABS;
- шины CANH и CANL (работают при подключении к EBS).
Детальная распиновка розетки полуприцепа для каждого вида транспорта приведена ниже.
Для тягача и прицепа
Пин для установки ABS и EBS состоит из проводов следующих цветов:
- Темно-красный.
- Черный, реже – серый.
- Яркий желтый.
- Бурый.
- Чистый белый.
- Белый с салатовой полоской (в случае с EBS).
- Белый с коричневой полоской (только в EBS).
Для полуприцепа
При подключенном разъеме ABS распиновка кабеля полуприцепа выглядит следующим образом:
- Темного красного цвета.
- Бело-красного.
- Коричневого с голубой полосой.
- Темного коричневого.
- Желтого с голубой полосой.
Для грузовика VOLVO
Подключение ABS и EBS разъемов на VOLVO имеет следующие цвета проводов:
- Красный с сечением в 6 мм²/4 мм².
- Светло-серый.
- Мутный белый.
- Белый, сечение которого 6 мм²/4 мм².
- Коричневый.
- Розовый.
- Фиолетовый.
Для грузовика IVECO
Для тягачей распиновка контактов разъемов выглядит следующим образом по цветам и сечению проводов и контактов:
- красный с сечением 4 мм²;
- зеленый с сечением 1 мм²;
- коричневый с сечением 1 мм²;
- коричневый с сечением 4 мм²;
- фиолетовый;
- бело-коричневый с сечением 2,5 мм²;
- бело-зеленый с сечением 2,5 мм².
Распиновка 7-полюсной розетки
Для таких розеток не требуется подробное описание, они очень просты в подсоединении, после небольшой подготовки с этим справится любой электрик. Запутаться в семи цветовых обозначениях линий контактов невозможно.
Цветовые схемы распределяются следующим образом:
- Красный разъем – тормозные фонари.
- Белый – масса.
- Черный – левые габаритные огни.
- Желтый – левый повторитель поворотника.
- Зеленый – правый повторитель поворотника.
- Коричневый – правые габаритные огни.
- Голубой – нерабочий запасной.
Распиновка 15-контактной розетки
Разъемы с 15 контактами устанавливаются на различных европейских, азиатских и отечественных автомобилях. Причем распиновка на всех прицепах одинаковая независимо от модели автомобиля и страны производства, различие только одно – цвет розетки.
Для тягача
С этим видом распиновки несложно разобраться по электромеханической схеме, которую легко можно скачать в сети.
Для прицепа
Абсолютно для многих видов тягачей это почти общий стандарт. Единственный недостаток, через 15-контактную розетку невозможно подать питание на прицепы Тонар и Крона с 13-контактным разъемом.
Чем отличается американский стандарт от европейского
Американская стандартизация всегда выделялась своими особенностями, она никогда не была схожа с европейскими нормами. Поэтому и по розеткам освещения есть отличия, но в целом они ограничились только формой розетки. Это значительно упростило замену американской розетки на соответствующую европейскую и не представляет никакой особой проблемы. Любой электрик справится с этой задачей без особого труда.
Несколько советов по подключению розеток
Чтобы соединение проводов и розеток было надежным и качественным, нужно соблюдать определенные правила. Обжатие проводов должно быть сильным и надежным. Концы проводов необходимо обязательно залудить. Изоляция снимается, а провода прочно зажимаются болтами.
Если все работы выполнены правильно и качественно, то даже при долгой интенсивной эксплуатации полуприцепа никаких проблем возникнуть не должно.