fbpx

Как выбрать полуприцеп-контейнеровоз

30 мая 2023
2700
Время чтения: 12 минут
Как выбрать полуприцеп-контейнеровоз

Как выбрать полуприцеп-контейнеровоз

Рынок контейнерных перевозок активно восстанавливается после событий 2022 года — введения санкций, перестройки логистических маршрутов. Железные дороги перестали справляться с объемом грузов по новым направлениям, поэтому компании всё чаще прибегают к доставке контейнеров из портов автотранспортом.

Спрос на полуприцепы-контейнеровозы растет: по данным «Автостат», в 2022 году на учет поставили на 30% больше новой техники, чем в 2021 году. В 2023 году, по планам Минтранса, весь рынок контейнерных перевозок в России увеличится более чем на 60% по сравнению с уровнем 2022 года.

Российские производители давно освоили выпуск полуприцепов-контейнеровозов, которые по своим характеристикам не уступают зарубежным, — Тонар, Grunwald, SteelBear, «Meusburger Новтрак». Чтобы справиться с растущим спросом, им потребуется наращивать объемы выпуска техники и решать ряд сопутствующих проблем — например, адаптироваться к уходу с рынка европейских производителей осевых агрегатов, подвесок и тормозных систем и искать альтернативных поставщиков.

В этой статье расскажем, как выбрать полуприцеп-контейнеровоз с учетом ситуации на рынке и не прогадать.

Определитесь с ключевыми критериями

Контейнеровоз — самый простой по своей конструкции полуприцеп. Всё, из чего он состоит, — рама, оси и фитинги, то есть крепежи, необходимые для надежной фиксации контейнера. Рассмотрим особенности контейнеровозов, на которые стоит обратить внимание при выборе.

Размер контейнера. Выбор полуприцепа напрямую зависит от типа морских контейнеров, которые необходимо перевозить. Ключевые параметры — длина и высота, которые измеряются в футах (1 фут = 0,3048 м). Английская система измерения является отраслевым стандартом и применяется в международных перевозках.

Самые распространенные — контейнеры длиной 20 и 40 футов (6,1 и 12,2 м). 30-футовые контейнеры используются редко, в основном для перевозки насыпных грузов, таких как зерно или удобрения. Кроме того, существуют удлиненные контейнеры — 45-футовые (13,7 м). По высоте выделяют два типа контейнеров: стандартные и увеличенного размера — High Qube (HQ), иногда еще пишут High Cube (HC), что означает то же самое.

Исходя из длины контейнера можно выделить такие виды полуприцепов: 

  • Короткие — для перевозки 20-футовых контейнеров.
  • Стандартные — для перевозки 40-футовых контейнеров.
  • Универсальные — для перевозки контейнеров разного типа (20-, 30-, 40-, 45-футовых).
  • Раздвижные. Конструкция рамы позволяет увеличивать длину грузовой платформы. Например, в сдвинутом виде полуприцеп может транспортировать один 20-футовый контейнер, а в раздвинутом — 30-футовый, два 20-футовых или один 40-футовый. 

Универсальные полуприцепы позволяют по-разному размещать контейнеры на платформе. Можно перевозить по два 20-футовых контейнера за раз или распределять нагрузку на оси, размещая один такой контейнер в центре или хвосте полуприцепа. Чем больше предусмотрено фитингов, тем больше вариантов установки контейнера. Также на рынке появились модели с гидравлической системой сдвижения, благодаря которой установленный посередине 20-футовый контейнер можно в автоматическом режиме передвинуть под задний срез для разгрузки/погрузки. 



Примеры компоновки контейнеров на универсальных полуприцепах

Выбор полуприцепа зависит от специфики контрактов перевозчика. Например, если нужно транспортировать только 20-футовые контейнеры — достаточно короткого полуприцепа. Но если компания планирует брать заказы на перевозку разных контейнеров, оптимально выбрать универсальный полуприцеп: с ним можно взять 40-футовый контейнер или два по 20 футов, разгрузить оси во избежание перегруза. 

Высота погрузочной платформы. Различают два вида полуприцепов:

  • стандартный — погрузочная высота 1400 мм;
  • низкорамный — погрузочная высота 1100 или 1220 мм.


Стандартный контейнеровоз используется для перевозки контейнеров высотой 2591 мм. Низкорамный — для контейнеров как стандартного, так и увеличенного размера (High Qube) высотой 2896 мм.

Движение по федеральным трассам транспортных средств, габаритная высота которых превышает 4000 мм, запрещено правилами дорожного движения. Если перевозка контейнеров типа HQ не планируется — достаточно стандартного полуприцепа. Однако с низкорамными моделями перевозчик получает больше гибкости, если в перспективе у него появятся заказы на перевозку высоких контейнеров.

Количество осей. Контейнеровозы бывают двух-, трех- и четырехосные. Последние позволяют увеличить тоннаж перевозимого груза в сцепке со стандартным тягачом: согласно действующим нормам, масса шестиосного автопоезда составляет 44 тонны, тогда как у пятиосного — 40 тонн.

Полуприцепы с четырьмя сближенными осями используют в основном для перевозки танк-контейнеров с наливными грузами, такими как нефтехимические продукты. Для многих других видов груза предназначены модели с передней вынесенной осью (3 + 1), они позволяют сбалансировать нагрузку. Это важно, так как закрытые и опломбированные морские контейнеры могут быть загружены неравномерно, что приводит к перегрузу по осям. На порожнем ходу передняя ось такого полуприцепа может подниматься, что увеличивает срок службы шин и снижает расход топлива.

Собственный вес полуприцепа. Снаряженная масса контейнеровоза напрямую зависит от применяемой стали. Чем выше марка стали, тем она прочнее, а значит, для изготовления рамы можно использовать металл меньшей толщины. Это снижает вес полуприцепа, что позволяет перевозить на нем груз большей массы.

Например, полуприцеп контейнеровоз Тонар имеет высокопрочную сталь марки S355, поэтому полуприцеп этого бренда самый тяжелый. У большинства других производителей рама выполнена из стали S700, поэтому снаряженная масса полуприцепа меньше. Для сравнения: универсальный четырехосный контейнеровоз «Тонар» весит 6200 кг, Grunwald — 5600 кг.

Однако применение стали высоких марок сказывается на стоимости полуприцепа — он становится дороже. Разница в цене может составлять более 1 млн рублей, и эти траты не всегда экономически оправданны.

Особенности подвески и тормозов. Как правило, на полуприцепы устанавливаются два вида подвески и тормозных механизмов:

  • Полурессорная подвеска. Полурессоры требуют частого обслуживания, но их проще и дешевле отремонтировать. С полурессорной подвеской обычно устанавливают барабанные тормоза. Благодаря закрытому корпусу барабанные механизмы лучше защищены от воздействия грязи и песка, что увеличивает их ресурс. Однако такие системы больше склонны к перегреву в условиях высоких нагрузок (например, на автомобильных перевалах), что сказывается на эффективности торможения.
  • Интегральная подвеска. Интегральная подвеска (на коробах) необслуживаемая и имеет длительный ресурс, к тому же она легче полурессорной. Как правило, с интегральной подвеской устанавливают дисковые тормоза. Они легче и компактнее барабанных, лучше охлаждаются и быстрее остывают, поэтому эффективность торможения с ними выше на трассе.

Комбинация интегральной подвески и дисковых тормозов считается оптимальной для дальних рейсов на магистралях. Такая конструкция более легкая и менее требовательная к обслуживанию.

В таблице ниже приведены ключевые характеристики шести актуальных универсальных четырехосных моделей контейнеровозов, представленных на российском рынке. Можно сравнить, чем отличается аналогичная техника разных марок.



Универсальные полуприцепы-контейнеровозы (четыре оси)

Рассчитайте экономическую эффективность

Экономическая эффективность — ключевой фактор при выборе полуприцепа. Ее можно рассчитать с помощью специальной характеристики — стоимости одного километра пути. Можно использовать такие формулы:


Общая стоимость владения полуприцепом = Цена покупки + Переплата за лизинг + Каско + Стоимость обслуживания − Цена продажи.

Стоимость 1 км = Общая стоимость владения ÷ Количество пройденных километров.

Переплата за лизинг или кредит зависит от первоначальной стоимости полуприцепа. Чем выше цена, тем больше переплата. А вот остаточная стоимость определяется не только неизрасходованным ресурсом техники, но и предпочтениями покупателей на вторичном рынке. Какие-то полуприцепы дешевеют быстрее, а какие-то медленнее. Так выходит потому, что по статистике рынка в некоторых моделях остается больше эксплуатационного ресурса.

Рассмотрим экономическую эффективность для выбранных моделей, исходя из актуальных цен на 2023 год. При расчете за основу брались усредненные эксплуатационные значения: 1 млн километров пробега за пять лет. Анализ представлен в таблице: 


Расчет экономической эффективности на примере универсальных четырехосных полуприцепов-контейнеровозов

Главный критерий для выбора между аналогичными полуприцепами — цена за километр пробега. Чем ниже стоимость — тем выше экономическая эффективность.


Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сэкономьте на самосвальном
полуприцепе 2,2 млн рублей

Оставь заявку сейчас и получи получи инструкцию как сэкономить 2 263 344 ₽ при покупке самосвального полуприцепа

Как с вами связаться?

Ирина Говорова

эксперт полуприцеп.рф

Ирина Говороваэксперт полуприцеп.рф

Как с вами связаться?

добавить отзыв

Загрузить фотогрфию

Обзор

Файл не выбран

Ирина Говороваэксперт полуприцеп.рф

Как с вами связаться?

Комплект документов для согласования договора аренды
  • Последняя отчетность о прибылях и убытках с отметкой ФНС (для юр.лиц на ОСНО)
  • Бухгалтерский баланс с отметкой ФНС (для юр.лиц на ОСНО)
  • Выписка с расчетного счета (для юр. лиц на УСН)
  • Паспорт директора 
  • Заполненная анкета