fbpx

Тягач + полуприцеп = фура: о габаритах автопоездов в России и других странах

21 ноября 2023
263
Время чтения: 2 минуты
Тягач + полуприцеп = фура: о габаритах автопоездов в России и других странах

Полуприцепы 13,6 метров, однако имеются вариации данного параметра. Ограничения на максимальную длину полуприцепа регулируются местным законодательством в каждой конкретной стране.

В России термин «длина полуприцепа» не обладает существенным юридическим значением, когда речь идет о стандартных грузовых автомобилях.

В соответствии с законодательством, включая «Требования к размерам транспортных средств», ограничение на длину автопоезда составляет 20 м, без учета размеров полуприцепа. Основное условие – общая длина не должна превышать указанный предел. Если этот показатель превышает 20 м из-за длинного прицепа, необходимо получить специальное разрешение на перевозку негабаритных грузов. В таких ситуациях также важными факторами становятся высота и ширина, так как более габаритные автопоезда требуют более сложного согласования маршрута и получения разрешения.

Также следует отметить, что максимальная высота полуприцепа определяется законодательством и ограничивается значением 4 м от уровня земли. В случае превышения данного значения требуется получение специального разрешения.

По международным стандартам 20 м представляют собой достаточно значительную длину, в то время как в Евросоюзе длина стандартного автопоезда ограничивается 16,5 м. Обычно в эти рамки вписываются стандартные европейские полуприцепы: длина кабины тягача составляет 2–2,5 м, а длина стандартного полуприцепа – 13,5–14 м.

Такое положение дел позволяет российским перевозчикам использовать американские тягачи с капотом, которые были активно импортированы в страну в начале 2000-х годов (позже на их ввоз были наложены ограничительные пошлины). Важно отметить, что в России также планировали сократить максимальную длину автопоезда до уровня европейского стандарта, однако перевозчики сумели защитить свои интересы. В то время в России существовало значительное количество американских тягачей, и введение ограничений могло вызвать серьезные трудности.

Удлиненные прицепы

На сегодняшний день американские тягачи встречаются не так часто, однако перевозчики все же предпочитают использовать удлиненные (до 17 м) полуприцепы, благодаря более гибкому законодательству по сравнению с европейскими стандартами. Эти удлиненные прицепы обладают большим объемом и грузоподъемностью, позволяющим перевозить до 42 европалет или 122 кубических метров груза, что приносит перевозчикам значительные преимущества. Тем не менее, следует помнить, что весовые ограничения не привязаны к длине, поэтому перегрузка удлиненного прицепа тяжелым грузом запрещена, учитывая, что его грузоподъемность такая же, как и у обычного прицепа. Тем не менее, если объемный груз не превышает установленные законом пределы веса в 20 т (или незначительно их превышает), такая схема перевозки может оказаться весьма эффективной.

Существуют также некоторые ограничения и недостатки при использовании удлиненных прицепов, включая сложности в маневрировании и ограничения в странах с более жесткими правилами. По этой причине в международных перевозках чаще всего применяются стандартные европейские прицепы (20 т, 16,5 м). Производители удлиненных прицепов представлены как отечественными, так и зарубежными компаниями, предлагая разнообразные варианты для выбора.

Что если превышена длина?

Если длина автопоезда превышает 20 м, владелец обязан получить специальное разрешение на перевозку, иначе ему грозит штраф, который может быть существенным. Сегодня такие нарушения фиксируются на автоматических весогабаритных контрольных постах, а сумма штрафа может достигать 500 тысяч рублей. В связи с этим даже незначительного превышения размеров лучше не допускать.

Для перевозки крупногабаритных грузов применяются специальные прицепы, длина которых может быть значительной, иногда используются сцепки из нескольких прицепов. Это отдельная область автомобильных грузоперевозок со своими особенностями. Как правило, такие перевозки привлекают внимание, особенно когда грузы доставляются по общественным дорогам. Организация таких перевозок требует серьезных усилий: необходимо изучить и согласовать маршрут, выбрать подходящее время, а также арендовать сопровождающие транспортные средства. Иногда для перевозки крупногабаритных грузов приходится временно перекрывать движение и демонтировать элементы дорожной инфраструктуры, что является затратным мероприятием, но в ряде случаев необходимым.

Есть ли укороченные полуприцепы?

Да, они часто используются для конкретных потребностей. Например, типичная длина полуприцепа-контейнеровоза для транспортировки 40-футовых контейнеров составляет от 12,5 до 12,7 м. В то же время, длина полуприцепа для 20-футовых контейнеров ограничивается 6 м. Однако еще более короткие полуприцепы становятся редкостью.

Длина кабины тягача

Для соблюдения ограничения в 20 м важно учитывать длину кабины тягача. У европейских моделей этот параметр обычно не превышает 2,5 м и может варьироваться в зависимости от комплектации. Например, у Volvo FH, одного из наиболее распространенных в России иностранных тягачей, длина кабины составляет 2,25 м. Совместно со стандартным 13,5-метровым полуприцепом получается типичная европейская фура.

Тягач + полуприцеп = фура

Кабины американских тягачей с капотом могут быть гораздо длиннее – от 3 м и более. Причина не только в капоте, который добавляет дополнительные размеры, но и в просторных спальных местах, которые характеризуют американские грузовики. Ограничения практически отсутствуют: спальные места могут быть огромными, а в некоторых случаях даже сопоставимы с настоящими домами на колесах. Тем не менее, такие тягачи практически не используются в России, а средняя длина капотника составляет около 3,5 м. Называть автопоезд с таким тягачом «еврофурой» неверно, так как в Евросоюзе для него недоступны обычные полуприцепы.

Длина грузовых автомобилей без полуприцепов

Нормативное законодательство устанавливает предельную длину индивидуальных транспортных средств на общественных дорогах в 12 м. Иногда в России можно заметить автомобили, превышающие эти ограничения, хотя в основном это специализированная техника, такая как карьерные самосвалы, которые не разрешены на обычных трассах.

Габариты выступающего груза

Длина груза, выступающего за габариты кузова или прицепа, должна быть не более 2 м.

Тандемы

Еще один тип транспортных составов – тандемы: грузовики с дополнительным прицепом. Такие составы можно увидеть на обычных дорогах довольно часто, и, вероятно, наиболее известный оператор тандемов в России – ООО «Тандер», занимающийся перевозками для торговой сети «Магнит».

Максимальная длина прицепа установлена законом в 12 м, а общая длина тандема составляет 18,75 м как в России, так и в большинстве стран Европейского союза. В Финляндии и Швеции тандемы могут быть гораздо длиннее – до 34 м! Эти правила позволяют местным перевозчикам использовать не один, а два прицепа, формируя трехсекционные составы.

Тандемы применяются не только на обычных дорогах, но и на специализированных транспортных маршрутах, таких как лесозаготовки, горнодобывающие предприятия и другие специализированные проекты. В таких местах «дорожные» ограничения утрачивают свою силу, и длина грузовика может быть любой, если это оправдано. Например, на Удачнинском Горно-Обогатительном Комбинате в Якутии используется гигантский транспорт ТОНАР-7502, который является самым крупным отечественным грузовиком, способным перевозить более 100 тонн груза. Его длина составляет почти 30 м.

Почетное звание страны с самыми длинными грузовиками принадлежит Австралии. На обычных дорогах там разрешены тандемы длиной до 30–36,5 м (в зависимости от региона и местных законов), а в удаленных районах, где дороги отсутствуют, можно встретить гораздо более длинные автомобили, чья длина иногда превышает сотню м. Их грузоподъемность достигает 100 т. В 2006 году там был установлен мировой рекорд: тягач Mack Titan перевез 112 прицепов, и общая длина автопоезда превысила 1,5 километра. Этот рекорд, конечно, не имеет отношения к коммерческим перевозкам, но остается впечатляющим событием.

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сэкономьте на самосвальном
полуприцепе 2,2 млн рублей

Оставь заявку сейчас и получи получи инструкцию как сэкономить 2 263 344 ₽ при покупке самосвального полуприцепа

Как с вами связаться?

Дмитрий Катанов

ведущий эксперт полуприцеп.рф

Дмитрий Катановведущий эксперт полуприцеп.рф

Как с вами связаться?

добавить отзыв

Загрузить фотогрфию

Обзор

Файл не выбран

Дмитрий Катановведущий эксперт полуприцеп.рф

Как с вами связаться?

Комплект документов для согласования договора аренды
  • Последняя отчетность о прибылях и убытках с отметкой ФНС (для юр.лиц на ОСНО)
  • Бухгалтерский баланс с отметкой ФНС (для юр.лиц на ОСНО)
  • Выписка с расчетного счета (для юр. лиц на УСН)
  • Паспорт директора 
  • Заполненная анкета