Прицепы и полуприцепы грузового вида, их назначение и способы соединения
Классификация прицепной техники по количеству осей
По типу конструкции прицепную технику классифицируют согласно количеству осей.
1 Одноосные
На них можно перевозить вес до 1,5 т. Ось находится с другой от крепления к грузовику стороны рамы. Чтобы прицеп мог хорошо стоять один, без авто, имеются опоры.
2 Двухосные
Они предназначены для веса от 2 до 6 т. Имеется рама со стойкой платформой и поворотная ось, находящаяся спереди. Также могут иметься неповоротные оси и опора, с помощью которой прицеп устанавливается без присоединения к авто.
3 Трехосные
Они рассчитаны на вес до 20 т. Оси размещены так следующим образом: либо 3 вместе, либо 2 сзади. Одна ось поворотная стоит спереди.
4 Многоосные
На них перевозят вес от 20 до 60 т. Оси расположены либо парами, либо по всей платформе.
У всех кроме одноосных есть тормозная система.
Деление прицепной техники по назначению
По-своему назначению прицепная техника бывает:
- Конструкция бортового вида открытая. На ней перевозят цельные грузы весом от 15 до 20 т.
- Контейнеровоз. На нем перевозят морские контейнеры, но не больше 2-х.
- Тандем. С помощью них формируют автопоезда и перевозят небольшие конструкции.
- Самосвал. На них перевозят сыпучие грузы до 10 т.
- Рефрижератор. Это термобудка с кондиционером для транспортировки продуктов, двери оснащены шторками, рассчитана на вес до 25 т.
- Изотермический прицеп для тягача. Это темобудка имеющая обшивку из теплоизоляционного материала, для груза до 25 т.
- Прицепная техника, имеющая цистерны. В них проходит транспортировка жидкостей и растворов.
Виды тягово-сцепных устройств
- Шаровой тип. Данный механизм состоит из шара диаметром пять сантиметров, имеет фиксационный рычаг и проушину для сцепки.
- Крюковой тип. Имеется крюк, на него накидывается защелка со шплинтом, имеется замок, он защищает защелку от самозакрытия. Для подавления колебаний кронштейн с крюком оснащен кольцевыми, коническими и цилиндрическими пружинами. Ответная часть петли имеет тот же диаметр что и внутренний радиус проема крюка.
- Шкворневой тип. Это петля для сцепки, имеющая шкворень. Он хорошо фиксирует полуприцеп. Еще есть сложные конструкции с направляющими ловителями и затворами автоматического и полуавтоматического типа.
Виды седельно-сцепных устройств
- Однозахватный вид. Нагрузки тягового и тормозного типа переходят к массивному кулаку-захвату. В этом механизме надежное соединение обеспечивается за счет сдавливающих сил полуприцепа.
- Двухфазный вид. Тяговые и тормозные усилия задействованы на захват. Имеют 2-3 степени свободы.
Что лучше для грузовых транспортировок прицеп или полуприцеп
Ответ на этот вопрос достаточной простой — все зависит от вида груза и его веса.
Плюсы использования прицепа:
- его можно транспортировать почти любым грузовиком;
- его применение универсально, так как масса принимается отдельными от тягача осями;
- чтобы установить на ровной или поверхности имеющей наклон не нужно использовать специальные стойки;
- высокая степень проходимости.
Если исходить из грузоподъемности машин с прицепами, то она меньше, чем с полуприцепами. Во втором случаи нагрузка идет на раму и оси седельных тягачей. Чтобы грузоподъемность на прицепной технике была такая же высокая как на полуприцепной технике, нужно воспользоваться моделью с усиленной рамой, так как она должна иметь большое количество осей.
Преимущества использования полуприцепов
К главным преимуществам полуприцепов можно отнести:
- интуитивно понятное управление, с прицепами не так просто;
- возможность перевозить крупногабаритные и высоко тоннажные грузы.
Полуприцеп можно сцепить с тягачом, имеющим седельное соединение, но оно есть не у всех грузовиков.
Прицеп выбирать выгодно, если груз имеет массу до 10 т. Полуприцеп — для груза массой до 60 т. Для формирования автопоездов пригоден только прицеп.
Российские и зарубежные изготовители прицепной техники
ООО «Центртранстехмаш», ООО ПКФ «Политранс», УЧПП «Стройремавто», Schmitz Cargobull, Schwarzmuller,
Kogel, Wielton.