Принцип и устройство работы энергоаккумулятора полуприцепа
Слово «аккумулятор» в названии этого устройства вызывает ассоциации с электричеством, но на самом деле с ним оно никак не связано. Энергоаккумулятор является частью тормозной системы полуприцепов и прицепов грузовых автомобилей и работает с помощью пневматических приспособлений. «Энергач», как называют его в обиходе автомобилисты, призван обеспечить надёжное торможение, что очень важно, так как оперировать приходиться массивными машинами.
Знать устройство энергача и уметь с ним обращаться желательно не только автомеханикам, но и водителям. Поскольку устройство может полностью заблокировать ход грузовика или прицепа.
Почему так называется?
Название «аккумулятор» объясняется с тем, что устройство помогает сохранить энергетический импульс, который по желанию можно резко освободить, что приведёт к надежному срабатыванию тормозной системы.
Где он находится?
Энергач вмонтирован в тормозную пневмосистему (тормозные камеры) любого крупного полуприцепа (прицепа) и управляет тормозными колодками, которые в свою очередь могут блокировать колёсные диски.
Доступ к нему ему свободен, так как неисправности в работе устройства могут привести к тому, что прицеп перестанет быть мобильным. В таком случае водитель или автомеханик могут отключить его механически, чтобы доставить прицеп до места назначения или ремонта. Однако не стоит забывать, что в таком случае он лишится тормозов.
Из чего состоит?
С 1950-х годов, когда они появились впервые, было разработано неисчислимое множество конструкций и модификаций энергоаккумуляторов, однако все они обязательно включают в себя следующие детали:
- кожух – металлический корпус;
- давящая пружина – ее усилие во время пуска энергача достигает 1–2 т;
- поршень и толкатель, обеспечивающие связь пружины с тормозными колодками;
- осевой винт (болт) для отключения энергача вручную.
Как срабатывает?
В подпоршневом пространстве тормозной камеры находится сжатый воздух, который удерживает пружину. Когда водитель в кабине дергает за кран ручника, воздух выпускается, пружина через поршень и толкатель давит на шток тормозов, что позволяет затормозить.
Как поставить «энергач»?
Он устанавливается на тормозную камеру. Для этого используются специальные кронштейны на болтах, которые закрепляют устройство. При этом к камере должны иметь доступ шланги со сжатым воздухом
Установка энергоаккумулятора
«Энергачи» устанавливают на тормозные камеры. Специальными кронштейнами на болтовом соединении закрепляют конструкцию. Окружающее пространство должно иметь достаточно места для шлангов, подводящих сжатый воздух.
Подключение включает в себя следующие этапы:
- прикрепление энергача;
- подключение шлангов к нему;
- присоединение ресивера;
- проверка подачи воздуха к пружинам энергача.
- проверка работы: подача и спуск сжатого воздуха.
Почему ломается?
Из-за нахождения вблизи колес энергачи подвергаются активному негативному воздействию окружающей среды:
- Высокая влажность. Следствия: коррозия и механические нарушения в работе устройства.
- Грязь. Следствие: износ деталей и нарушения в работе устройства.
- Давление сжатого воздуха. Следствие: износ уплотнительных элементов.
Всё это приводит к постепенному износу энергача, поэтому он требует регулярного ремонта или замены.
Можно ли заменить самостоятельно?
Можно, но следует помнить об обязательных правилах:
- пространство для установки энергача и само устройство должно быть очищено от грязи и пыли;
- трущиеся детали лучше обработать специальной смазкой;
- необходимо беречь резиновые прокладки и уплотнители от повреждений;
- нужно следовать вышеизложенной инструкции по установке.
Как отключить «энергач»?
В условиях, когда устройство заблокировало колёса, а полуприцеп (прицеп) необходимо всё-таки доставить в нужное место, нужно заглушить энергач. Делается это следующим образом:
- Необходимы удобные одежда и инструмент для работы под прицепом.
- Забравшись под машину, занимаем необходимую позицию для доступа к энергачу.
- Далее откручиваем воздушные шланги и зажимаем их.
- Вставляем специальный растормаживающий болт (он должен храниться отдельно от энергача, дабы не подвергаться с ним разрушению или не выпасть) в пазы энергача и закручиваем его до упора.
Какой энергоаккумулятор выбрать?
В выборе этого устройства руководствуются маркой полуприцепа и конкретной тормозной системой.
В большинстве случаев требуется конкретный энергач под конкретную марку и модель. Однако порой можно обойтись и подходящим под систему. Так, например, полностью соответствуют друг другу агрегаты грузовиков МАЗ и КамАЗ. Это распространяется и на энергоаккумуляторы.
Во втором случае подбор осложняется тем, что энергачи по внутреннему устройству делятся на барабанные и дисковые. Стоит брать в расчёт и оси, и характеристики колесных систем. Всему этому энергач должен соответствовать в полной мере.
Однако специалисты советуют всё же пользоваться «родными» для полуприцепа (прицепа) энергачами. К тому же не стоит забывать, что документально незарегистрированное изменение заводской конструкции транспортного средства де-факто является нарушением ПДД.
Где купить?
Наилучший вариант – специализированный магазин или сервисный центр, представляющий производителя транспортного средства. В таком случае можно приобрести родной энергач и не испытывать с ним проблем.
Приобретение подержанного энергоаккумулятора с рук чревато проблемами. Он может банально не подойти или находиться в ветхом состоянии. Однако разница в ценах между новым заводским устройством и поддержанным весьма существенна – 2–5 тыс. рублей против 3–6 тыс. Это заставляет задуматься.
К тому же на рынке официальных деталей присутствуют устройства азиатского производства. Они не всегда в полной мере соответствуют заявленным характеристикам. Следовательно, и с ними нужна осторожность.
Ведь энергоаккумулятор – важная деталь, которая помогает делать поездки безопасными. Он может сохранить жизнь не только самому водителю и другим участникам движения, но и обеспечить сохранность грузовику, прицепу, а также перевозимому грузу.