Как поднять ленивец на полуприцепе
Объехав грузовые автомобили на автомагистрали, можно увидеть, что одна или несколько осей подняты вверх. Колеса подвешены в воздухе и не соприкасаются с дорожным покрытием. Полуприцеп поддерживается одним мостом. В чем заключается цель этого?
Что такое подъемная ось?
Подъемная ось – это новшество, направленное на улучшение экологической безопасности грузового транспорта. Если транспортное средство движется без груза, то до 10% топлива расходуется на преодоление сопротивления трех пар колес, расположенных на полуприцепе. Снижение сопротивления приводит к уменьшению трения грузовика, что, в свою очередь, снижает расход топлива. Для решения этой проблемы специалистами были разработаны пневматические устройства, которые автоматически поднимают одну или две оси полуприцепа при грузоподъемности менее 5 т.
Эта система среди дальнобойщиков получила прозвище «ленивец», поскольку используется довольно редко. «Ленивец» состоит из полноценной оси с пневморессорами и тормозной системой. Важно не путать его с «мостом», который не имеет привода. Подъемный механизм обеспечивает вертикальное перемещение оси, благодаря чему колеса поднимаются над дорожной поверхностью. Современные транспортные средства оснащены электроникой, которая автономно определяет, как отреагировать на изменение весовой нагрузки.
Преимущества механизма подъема оси полуприцепа
Главное достоинство – сокращение расхода топлива. Это особенно важно в дождливую погоду, когда движение полуприцепа затрудняется из-за луж. Помимо этого, функция имеет ряд других преимуществ:
- уменьшение износа шин;
- облегчение управления грузовиком в незагруженом состоянии;
- сглаживание хода транспортного средства;
- упрощение процесса въезда на поворот;
- снижение нагрузки на остальные мосты;
- наличие дополнительных запасных колес.
Как правило, управляющий подъемной осью блок полуприцепа располагается на самом полуприцепе. Однако у некоторых моделей кнопка поднятия «ленивого» моста находится внутри кабины.
Как работает "ленивец" на полуприцепе
Поднятие оси полуприцепа регулируется автоматически специальным клапаном, управляемым электронным блоком. Клапан активируется при определенных условиях. Для автоматического управления используется кран, по конструкции напоминающий механическое устройство. Он оснащен встроенным пневматическим клапаном, который регулирует работу системы в зависимости от давления.
Принцип работы идентичен:
- кран запускает устройство;
- пневморессоры основных осей отсоединяются от подъемной;
- основная подушка пневмоподвески деактивируется;
- воздух из нее высвобождается.
Таким образом «ленивый» мост поднимается вверх.
Как принудительно активировать "ленивую" ось на полуприцепе
Как уже упоминалось, элементы управления могут быть размещены в кабине водителя или на контрольной панели грузовика. Существует возможность принудительного переключения колес между транспортным, рабочим и переходным положениями.
В транспортном состоянии «ленивец» не активен и прижат к кузову. Нагрузка распределяется между основными осями.
В рабочем состоянии колеса соприкасаются с дорожным покрытием. Ось через пневмоподушки принимает на себя часть нагрузки, что обеспечивает лучшее торможение и устойчивость, но увеличивает расход топлива.
В переходном состоянии колеса касаются дороги, но не несут нагрузки. Такое положение используется при гололедице или на автострадах с крутыми поворотами, чтобы предотвратить износ шин.
Принудительное управление поднятием оси осуществляется двухконтурным краном, который может быть механическим или электрическим и оборудован портами для подключения, ручкой или кнопками для ручного управления. Порты регулируют подачу воздуха в систему. У электрического крана есть разъем, в который вставляется электрический переключатель, который можно разместить в удобном месте.
Поднимая «ленивую» ось принудительно, увеличивают нагрузку на ведущую, что обеспечивает дополнительное тяговое усилие и предотвращает пробуксовку грузовика при трогании с места. После этого механизм автоматически возвращается в исходное положение.
Недостатки использования "ленивца"
Существуют некоторые неудобства при использовании этого устройства:
- маленький бак – подъемная ось занимает место под днищем автомобиля;
- увеличивает вес грузовика;
- нет места для запасного колеса;
- шины изнашиваются быстрее на поворотах – перед въездом на эстакаду необходимо поднять дополнительную ось;
- увеличиваются эксплуатационные расходы;
- датчик нагрузки может передавать ложные сигналы, делая поднятие или опускание оси неконтролируемыми во время движения.
Советы от водителей грузовиков
Есть простой способ управления подъемной осью полуприцепа из кабины грузовика: нажмите тормоз три раза. Однако это не подходит для всех моделей транспортных средств, так как зависит от комплектации и электроники прицепа. Поэтому этому методу лучше не доверять.
Современные модели полуприцепов оснащены системой «OptiLinr», которая позволяет управлять подъемным механизмом с помощью приложения на смартфоне или планшете, обеспечивая беспроводное управление прицепом.
Если «ленивая» ось отсутствует, можно поднять ее вручную. Необходимо залезть под грузовик и открыть подачу воздуха с обеих сторон подушек. Механизм поднимется, и его нужно будет зафиксировать двумя ремнями.
Если грузовик застрял в снегу или на гололеде, полностью опустите платформу и закройте краны подушек. Это снимет нагрузку с центральной оси и перенесет ее на ведущую ось и прицеп, что позволит грузовику без проблем выехать из проблемного участка дороги.
Использование подъемного механизма оси полуприцепа – эффективный способ экономии топлива, увеличения объемов перевозок и снижения нагрузки на дорожное покрытие.