Перевозка стройматериалов: как укомплектовать парк и организовать работу без простоев

 

​​«Элит-Строй» — крупный поставщик сыпучих стройматериалов в Московской области. Компания осуществляет доставку с собственной перевалочной базы в Домодедово. Раньше маршруты перевозки находились в пределах 120 км от базы — весь парк компании состоял из карьерных самосвалов. Чтобы доставлять груз на более дальние расстояния, решили приобрести автопоезда. 

Попросили руководителя компании «Элит-Строй» поделиться опытом: по каким критериям выбирал самосвальную технику и почему отказался от покупки полуприцепа в лизинг. Заодно узнали, как перевозчику организовать операционную деятельность так, чтобы решить проблему кассовых разрывов.

Александр Ханин, собственник компании ​​«Элит-Строй»:

Я все время работал с транспортом. Сначала в найме, а когда накопил стартовый капитал, открыл свое дело. Специализацию бизнеса специально не выбирал, так сложились обстоятельства. Но с тех пор другие направления даже не рассматриваю — не люблю распыляться. 

Мой бизнес по доставке стройматериалов развивался постепенно. В 2012 году начинал с одной машины и первые два года я сам сидел за рулем. Работал так, чтобы заказчики могли мне доверять, потихоньку покупал еще транспорт, набирал сотрудников. Сейчас нас двенадцать человек: водители, менеджеры и бухгалтер. Мы сделали сайт и размещаем контекстную рекламу для привлечения клиентов. Но теперь это уже поддерживающий инструмент — большинство заказчиков находят нас по рекомендации. Репутация и сарафанное радио в нашем случае работают лучше, чем всякая реклама. 

Со временем пришли к тому, чтобы вся техника в парке была новая, на гарантии. Машины приобретаем в лизинг, потом продаем и покупаем новые. Получается, скажем так, круговорот лизинга в природе. В компании шесть одиночных самосвалов китайских марок — абсолютно не проблемные машины, поэтому парк обновляем по ситуации. Срок эксплуатации самосвальной техники сильно зависит от водителя и работы: перевозит машина глину на стройке, на всяких свалках, или ездит по асфальту и возит песок и щебень. Технику можно убить за год, а можно кататься на ней десять лет, и ничего ей не будет.

Первая сцепка

Недавно мы взяли в парк самосвальный автопоезд для доставки стройматериалов по более длинным маршрутам. Себестоимость материала по факту привоза получается дешевле, ведь объем перевозимого за рейс груза с такой техникой гораздо больше. Сейчас в самосвальных перевозках сезон, а дальше все будет зависеть от зимней эксплуатации. С одиночными самосвалами простоя нет круглый год, это более универсальная техника: в отличие от сцепки, может заехать в труднодоступные места. Полуприцепам нужна большая площадка для разворота и выгрузки, и нужен более твердый грунт. В общем, специфика есть, поэтому посмотрим, как будет развиваться это направление. 

Сцепку хотели взять еще в начале 2022 года: заказали новый европейский тягач, но он не приехал в связи с военными действиями и запретами. В этом году купили MAN, но уже б/у — не решились на покупку китайского тягача, а новые КАМАЗы пока даже не рассматриваю. Ценовая политика по этим машинам очень высокая, не стоят они таких денег. 

К тягачу взяли 33-кубовый полуприцеп «Тонар» Форвард — самая распространенная на рынке модель. Если посмотреть, какие сейчас есть альтернативы по самосвальным полуприцепам? Либо польские и турецкие, на которые цена зашкаливает, либо отечественные «Тонар» и «Грюнвальд». Только суть в том, что комплектующие в российских прицепах стали одинаковые — что гидравлика, что подшипники, тормозная система и все прочее. Поэтому я не увидел никакого смысла переплачивать за «Грюнвальд». «Тонар» сделал выход на рынок с самой адекватной ценой, и если будет продолжать в том же духе — не будет гнуть цену, как другие делают, — то думаю, что как и «китайцы» в тягачах, он завоюет рынок. Другие просто уйдут тихо и спокойно, тот же Wielton, потому что никто не будет брать технику за те деньги, что они предлагают. Никому не будет интересно переплачивать за воздух.

Как я уже говорил, обычно мы берем новую технику в лизинг, но тут поступило более выгодное предложение от компании Полуприцеп.рф — взять «Тонар» в аренду с правом выкупа. Договор оформили на три года с авансом 20%. В сравнении с лизингом сэкономили прилично, несколько сотен тысяч рублей.   

До осени наша сцепка будет обеспечена работой. У нас сезон начинается с начала весны: мы каждую зиму заранее материалом запасаемся. Когда карьеры закрываются из-за весенной распутицы, другим поставщикам приходится ждать, пока всё не просохнет. А у нас на собственной базе лежит запас по несколько тысяч тонн разного материала. Вот на этом мы хорошо выигрываем. Так что есть задумки о покупке еще сцепки на следующий год, но все же нужно осень пережить, понять, как она себя поведет в плане объемов загрузки. 

Решение по расширению парка будем принимать ближе к Новому году, сейчас ведь все нужно заказывать заранее — нет такого, что пришел в магазин и сразу купил технику, как раньше. Если понравится нам это направление с полуприцепами, возможно, со временем вообще перейдем с одиночек на автопоезда. Работа на технику есть, и с водителями особых проблем у нас нет: они достойную зарплату получают и работают адекватно. Но повторюсь, сейчас сезон, а что будет осенью и зимой? Неизвестно. Поэтому лучше двигаться постепенно, в бизнесе торопиться не стоит. По большому счету, семь машин в парке, как у нас сейчас — тоже вполне нормально.

Выход на стабильный оборот

Если в целом говорить о загрузке, то работы меньше не стало после всех прошлогодних перипетий. Просто выбора стало чуть меньше в плане заказов по хорошим ставкам — из-за конкуренции, которая ломает цены на рынке. Сейчас в отрасли это главная проблема. Одно время стало слишком много перевозчиков, которые набрали технику в лизинг, но возможности свои не рассчитали. И сейчас, чтобы лизинг выплачивать, берутся за любую работу за копейки. А зачем работать, только чтобы лизинг заплатить? Не понимаю. Нужно себя уважать, ценить свой труд. Тем более, как показывает практика, заказчики в итоге от таких перевозчиков отказываются, потому что те не справляются и создают проблемы. Маленькие деньги берут за перевозку и тут же тратят, а потом материал не могут привести — не хватает на оборот. Поэтому и машины не могут обслуживать нормально. Некоторые как думают: «я все умею, просто куплю машину и пойду искать заказы на стройку», и за копейки везут. А потом, когда у них машина ломается, чинить её оказывается не на что. И всё, на этом бизнес весь заканчивается. Так что нужно следить за рынком и держать цены на перевозки — тогда порядка будет больше, и бизнес будет более устойчивым.

Опять же, законодательство наше работает, не успокаивается — ужесточают налоги и прочее. Конечно, хорошо, что перевозчиков заставляют работать честно, в «белую», не так как раньше. Но многим это не нравится — тем, кто не готов официально все делать. Из-за этого многие перевозчики тоже уходят с рынка. 

Я заказы по низким ставкам никогда не беру, даже не рассматриваю. Мне важно технику содержать в исправном состоянии, чтобы не было простоев, и сотрудникам хорошую зарплату платить. А чтобы обеспечить бизнесу стабильный оборот, стараюсь соблюдать баланс между заказами по предоплате и постоплате. Для этого нужны разные контрагенты. У нас 70% заказчиков — те, кто работает по предоплате либо по факту, с отсрочкой в несколько дней. Соответственно, 30% — работа по контрактам с более длительной отсрочкой платежа, до 45 дней. В основном это муниципальные заказчики. Государство сейчас пытается отрегулировать, чтобы оплату по муниципальным контрактам тоже производили в течение недели после отгрузки материала. Но в договорах есть свои подводные камни, из-за которых оплата может затягиваться — перевозчику это нужно учитывать в своем финансовом планировании.

Перейдите в каталог, выберите полуприцеп
и получите его дешевле на 20%
и быстрее в 7 раз классических
условий покупки

4399

Стать клиентом полуприцеп.рф

Введите телефон, мы свяжемся с вами
и ответим на любые интересующие вас вопросы

Как с вами связаться?

Дмитрий Катанов

руководитель группы продаж полуприцеп.рф

Дмитрий Катановруководитель группы продаж полуприцеп.рф

добавить отзыв

Загрузить фотогрфию

Обзор

Файл не выбран

Дмитрий Катановруководитель группы продаж полуприцеп.рф

Комплект документов для согласования договора аренды
  • Последняя отчетность о прибылях и убытках с отметкой ФНС (для юр.лиц на ОСНО)
  • Бухгалтерский баланс с отметкой ФНС (для юр.лиц на ОСНО)
  • Выписка с расчетного счета (для юр. лиц на УСН)
  • Паспорт директора 
  • Заполненная анкета