Звонок бесплатный по всей России
Как начать бизнес в грузоперевозках: опыт основателя «Мегатранслогистик»
Михаил Пасмуров – основатель и генеральный директор транспортной компании «Мегатранслогистик», занимается магистральными грузоперевозками по России. Его бизнес начался в 2014 году с развоза газировки по городу. Сейчас в парке 10 сцепок, офис в Подмосковье, сплоченный коллектив водителей, логистов и механиков, лояльные клиенты и амбициозные планы на ближайшие пять лет – в 5 раз увеличить грузовой парк и размер бизнеса. Предприниматель рассказывает, за счет чего получилось построить компанию с нуля и добиться таких результатов.
Михаил Пасмуров, основатель и генеральный директор компании «Мегатранслогистик» (ООО «М.Т.Л.»)
Из офисного служащего – в дальнобойщики
Восемь лет назад я был наемным сотрудником. Не скажу, что работа мне нравилась. Тут как раз знакомый купил грузовик и стал возить кока-колу. Я тоже решил попробовать заняться перевозками. Так в 2014 году у меня появилась первая машина – потратил накопления и за пятьсот тысяч рублей купил подержанный пятитонник. Но заказов было очень мало. Я был новичком в этом бизнесе, не знал, где искать клиентов. Друзья дали контакты диспетчеров в Москве, через них стал получать заявки на перевозку утеплителя. Заработка хватало, чтобы сводить концы с концами и понемногу откладывать на покупку грузовика побольше.
Я всегда смотрел в сторону фур. Мне нравятся большие машины, с длинными прицепами. Два года усердной работы в столице дали свои плоды, и в конце 2015 года я смог накопить на первую сцепку со шторным полуприцепом. В грузовом транспорте я тогда не разбирался, с выбором техники помогал знакомый водитель. Мы поехали в Брянск за стареньким тягачом 2004 года – взяли с рук за миллион рублей. В Москве нашли такой же старенький полуприцеп за пятьсот тысяч. И я начал потихоньку работать. Думал, ставки в магистральных грузоперевозках будут больше. На деле, конечно, немного иначе оказалось. Хороших клиентов тогда в Москве не нашел, с работой было не очень. Вообще в тот период у меня было много падений. Часто все заработанные деньги уходили на ремонт изношенной техники. С ней было очень много мороки. Даже кредит на покупку запчастей приходилось брать. Запчасти искал на разных стоянках, своими руками перебирал полуприцеп, но он все время ломался.
У меня дядя – дальнобойщик, живет в Тольятти. Когда Крым присоединили к России, он начал работать по этому маршруту. Вот там деньги тогда хорошие были. Дядя меня спрашивает: «Миша, чего ты там работаешь по Москве? Сколько зарабатывает твоя фура?» Отвечаю: «50 тысяч». И он мне тогда говорит: «Нет уж, поехали лучше в Крым». Так мы с моим напарником-водителем отправились в путешествие по Крыму, на разведку, дядя помог найти первый заказ. Первый рейс занял две недели. Все сложилось удачно, и с тех пор понеслось. Заказы пошли, стал зарабатывать больше. Мой водитель начал самостоятельно возить грузы на фуре в Крым, а я занимался поиском заказов и работал на своем пятитоннике по Москве – возил товары народного потребления. В общем, дело пошло на лад.
Но я все же очень хотел вернуться к работе на фуре. Поэтому продал свой пятитонник и купил более-менее современную иномарку — Volvo 2012 года. Полуприцеп взял у знакомого в аренду, изотермический, платил за него 30 тысяч рублей в месяц и сам его чинил. Стал возить грузы в южном направлении. За четыре месяца накопил на рефрижератор Шмитц 2011 года. И вот стали мы на двух машинах работать: мой водитель возил грузы в Крым, а я – по другим маршрутам по России.
В рейсах знакомился с другими водителями, им нравилась моя машина. Я за сцепкой всегда тщательно следил, обслуживал вовремя и старался её как-то совершенствовать. Дальнобойщики бережное отношение к технике ценят. Всё чаще стали спрашивать, не требуется ли мне водитель. Я понял, что нужна ещё одна машина, и купил третью сцепку. Водителей тоже стало трое, включая меня.
И тут я стал разрываться. Сложно было самому ездить в рейсы и параллельно управлять всеми процессами, заниматься ремонтом техники. Многое приходилось делать в дороге. Жена стала помогать с ведением бухгалтерии и поиском заказов.
На протяжении двух лет работы в дальнобое семья меня практически не видела. Стал думать, как организовать работу так, чтобы проводить с женой и ребенком больше времени. Понял, что пришло время встать из-за руля, и в апреле 2019 года я сделал свой последний рейс на Челябинск.
От дальнобойщика – до руководителя транспортной компании
Мне всегда хотелось построить свою компанию. Я изначально понимал, что для этого нужно самому пройти весь этот путь, от водителя до руководителя. Изнутри разобраться, как устроен мир грузоперевозок. Не по рассказам дальнобойщиков или из газет, а самому посмотреть, как все происходит на дорогах – какие стоянки, загрузки-выгрузки, нормативы доставки грузов, режим труда и отдыха, техническое обслуживание машин. Мне все это было интересно, и я хотел своим наемным водителям в будущем передать весь этот опыт. Так что моя работа дальнобойщиком дала мне полезные навыки.
Команда водителей у нас к тому времени собралась хорошая, крепкая, мы смотрели в одном направлении. Водители мне часто говорили: «Миша, три машины маловато. Чтобы окупать все затраты и платить сотрудникам достойную зарплату, нужны ещё сцепки. И клиентам становишься интереснее, когда у тебя много техники в парке».
Я понял, что нужно расширяться дальше. Нанял еще водителей – всего их стало четверо. Плюс я – директор, бухгалтер, диспетчер и логист в одном лице.
Собрав костяк команды, я стал расширять грузовой парк.
Где искал финансирование для расширения парка
Первые несколько лет в грузоперевозках я работал как индивидуальный предприниматель. Открыл расчетный счет в Сбербанке, там же брал кредит на покупку тягачей. Кредитная история у меня всегда была хорошая, это важно.
В 2019 году у меня было уже четыре сцепки. Менеджер банка посоветовал: «Миша, если ты хочешь развиваться, тебе нужно открывать ООО, работать с НДС». Да я и сам уже пришел к такому решению. В 2020 году открыл фирму (ООО “М.Т.Л.”), взял бухгалтера на аутсорсинг, арендовал офис в Ивантеевке. Так появилась компания «Мегатранслогистик». Но ИП я закрывать не стал. На тот момент моему предпринимательству было уже 6 лет, финансовые показатели и налоговая отчетность по ИП были в порядке, так что в качестве поручителя для нового ООО оно отлично подходило.
В то время я как раз взял в лизинг очередной тягач – новенький КАМАЗ, к которому нужен был полуприцеп. Я хотел, чтобы вся сцепка была новая – очень устал от старой техники. Посчитал, сколько у нас уходит на ремонт, на постоянные простои и издержки из-за поломок старой техники. Поэтому стал смотреть объявления о продаже новых полуприцепов на Авито и Авто.ру. На тот момент самое дешевое предложение на “Шмитц” было в компании Полуприцеп.рф. Мы согласовали ставку по аренде с правом выкупа (альтернатива лизингу) и удаленно оформили договор на три года. Это же был пандемийный год, мы были «невыездные».
На протяжении этих трех лет я все время хотел выкупить технику досрочно. Но здравый смысл подсказывал: для укрупнения нашей маленькой компании, чтобы дальше развиваться и достичь больших высот, лучше инвестировать свободные средства в покупку новой техники. Заказчики более лояльны, когда мы можем предоставить им больше транспорта, и у нас увеличиваются ставки.
Вообще, получается, для ООО лизинг или аренда с выкупом – оптимальное решение для покупки техники в плане снижения налоговой ставки. Конечно, в 2022 году проценты несколько поднялись и лизинг подорожал, как и страхование. Но если серьезно подходить к тому, где брать финансирование, можно подобрать наиболее выгодные для себя условия сделки.
Когда мне нужна новая техника, я всегда отправляю заявки во все крупные лизинговые компании, обязательно сравниваю предложения. Быстрее всех по одобрению сделки и условиям финансирования на покупку новых полуприцепов отвечает Полуприцеп.рф. Компания оформляет договор аренды с правом выкупа. По сравнению с лизинговым продуктом, у этого инструмента есть два преимущества. Во-первых, Полуприцеп.рф является прямым поставщиком техники, поэтому сделка проходит быстрее и процентная ставка ниже – как и стоимость страхования. Есть и второй важный фактор. Я небольшой перевозчик, у меня есть лизинговые обязательства по тягачам, которые отражены на финресурсах. В случае с арендой с правом выкупа мы также пользуемся полуприцепами и возим грузы, получаем прибыль, но на балансе эта техника не числится, и закредитованность компании не увеличивается. Это дает нам возможность покупать больше тягачей в лизинг, увеличивать парк и развиваться.
Иномарки или отечественная техника?
Весной 2022 года объем перевозок снизился, ставки упали. Многие наши заказчики перестали возить грузы. Кто-то ушел с российского рынка, кто-то закрылся. С марта по июнь у всех был тяжелый период. Но уже в июле рынок начал оживать, пошли заказы. Тут мы поняли, что нам опять не хватает техники, и взяли в аренду с правом выкупа две новые шторы, уже российского производства – «Тонар». Последовали совету одного крупного перевозчика, который эту технику уже эксплуатирует. Вообще я привык к иномаркам. У нас большая часть парка — Schmitz и Krone, но запчасти к ним сейчас в дефиците. А с запчастями для «Тонаров» проблем нет, и стоят эти полуприцепы дешевле иностранных. Если смотреть сейчас в целом по рынку, техника «Тонар» получается самая рентабельная. Поэтому приняли решение, что не стоит переплачивать за европейские полуприцепы.
Наш водитель, которому достался новый «Тонар», до этого работал с полуприцепом Schmitz. Когда он вернулся из рейсов в Стерлитамак и Челябинск, в которых были тяжелые погодные условия, я спросил его, как ведет себя новый полуприцеп. Водитель ответил: «Идеально». Я даже переспросил: «Прям идеально?» Он отвечает: «Миша, в зимних условиях Тонар показал себя хорошо, он устойчивый на дороге, с ним машина уверенно себя ведет». Это порадовало.
По тягачам такая ситуация (и я думаю, перевозчики со мной согласятся), что сейчас на рынке преобладает более дешевая китайская техника – SITRAK, FAW. Цены на КАМАЗы уже идут уровнем повыше. Поэтому здесь мы тоже смотрим в сторону китайских тягачей. Конечно, есть свои сложности с китайским автопромом, предзаказы на технику сейчас на несколько месяцев вперед идут. Но если искать новые тягачи, как по мне, то надо брать либо новую китайскую технику, либо какую-нибудь другую с пробегом. Но полуприцепы — однозначно новые отечественные.
В заключение
Компании Михаила Пасмурова «Мегатранслогистик» (ООО «М.Т.Л.») уже два года. Выручка достигла 50 млн руб., грузовой парк – 10 сцепок со шторно-бортовыми полуприцепами и рефрижераторами. В штате грузоперевозчика – 10 водителей, два логиста, полноценная бухгалтерия, растет пул постоянных клиентов. Компания зарегистрирована на бирже ATI.SU, входит десятку рейтинга лучших перевозчиков Щелковского района и лидирует в рейтинге города.
«Возможно, мой опыт пригодится другим грузоперевозчика, чтобы они попробовали какие-то новые для себя инструменты, которые помогут им расти, – говорит Михаил Пасмуров. – Наша компания пока небольшая, но она дает рабочие места, и наши сотрудники получают удовольствие от того, что мы приносим пользу – люди покупают товары, мы их доставляем, платим налоги, вносим свой вклад в развитие отрасли, в этот круговорот. Это больше всего мотивирует на дальнейшую работу, чтобы отдавать на что-то полезное свои силы и энергию, которых у меня еще много. Мне 36 лет, и в перспективе пяти–семи лет хочу вывести бизнес на более глобальный уровень, нарастить парк до 50 или 100 сцепок. Сотрудники поддерживают, говорят: «Михаил Сергеевич, надо нам еще машины брать в парк. Давай, вперед!»
Перейдите в каталог, выберите полуприцеп
и получите его дешевле на 20%
и быстрее в 7 раз классических
условий покупки
Ирина Говорова
эксперт полуприцеп.рф