fbpx

Шкворень полуприцепа: для чего нужен, типы и размеры

28 февраля 2023
16769
Время чтения: 2 минуты
Шкворень полуприцепа: для чего нужен, типы и размеры

Шкворневый узел является главным механизмом соединения седельного тягача с полуприцепом. От качества данного механизма и его своевременного обслуживания зависит эффективность работы седельно-сцепного оборудования.

В данной статье подробно изложим характеристики этого узла, его типы, размеры, специфику конструкции, допустимую нагрузку, техническое обслуживание и правила выбора.

Основные характеристики шкворня полуприцепа

Шкворень является важнейшей деталью поворотного механизма полуприцепа. Его изготавливают из стальных сплавов. Он имеет форму специального стержня, на который ложится нагрузка при повороте седельно-сцепного устройства тягача с полуприцепом.

Выполняемые задачи и функции

Шкворень предназначен для надежного соединения полуприцепа с седельным тягачом. С помощью него происходит управление сцепной парой. В процессе эксплуатации полуприцепа на металлический шкворень оказывают воздействие существенные нагрузки. Это приводит к износу детали. Поэтому периодически она подлежит замене.

На раме любого седельного тягача имеется опорная платформа (плита) с отверстием посередине. Соответственно, в нижней части полуприцепа, в месте соединения его с тягачом, устанавливается металлический шкворень. При необходимости подсоединения полуприцепа этот шкворень вставляют в специальное место на опорной плите тягача и фиксируют с помощью шарнирных креплений. В результате этого происходит надежное соединение полуприцепа с тягачом.

Размеры

Существует несколько вариантов сцепных пальцев (шкворня). В зависимости от его диаметра выделяют 3 основных размера шкворни:

  1. Диаметр 2 дюйма (50,8 мм). Его используют при нагрузках до 55 тонн. Он широко применяется в полуприцепах МАЗ, Кегель, Шмитц, Кроне, НефАЗ, Тонар.
  2. Диаметр 3,5 дюйма (89 мм). Устанавливают на более тяжелые полуприцепы грузоподъемностью свыше 55 тонн.
  3. Диаметр 3,94 дюйма (100 мм). Используется для полуприцепов, приспособленных для перевозки специальной техники и особо тяжелых грузов.

Типы

Кроме размера по диаметру шкворни отличаются по способу крепления. Здесь выделяют следующие типы сцепных пальцев:

  1. Шкворень с фланцевым креплением. В таком варианте шкворень крепится к полуприцепу путем соединения с помощью болтов и гаек либо специальных винтов.
  2. Шкворень с безфланцевым креплением. Здесь шкворень вставляется в специальную втулку на раме полуприцепа и фиксируется резьбовым соединением в верхней части стержня.
Шкворень полуприцепа: для чего нужен, типы и размеры

Особенности конструкции

Все соединительные шкворни полуприцепов, несмотря на некоторые отличия, имеют одну схему изготовления. Шкворень представляет собой стальной стержень цилиндрической формы. В нижней части шкворня существует специальная проточка необходимой ширины. Этой частью палец (шкворень) вставляется в сцепной узел тягача и фиксируется в ней за счет характерной формы.

Крепление

Крепление соединительного пальца (шкворня) к раме полуприцепа осуществляется с помощью фланцевого или резьбового соединений, расположенных в соответствующей части шкворня.

Особенности монтажа

При монтаже соединительного шкворня рекомендуют учитывать следующие правила:

  1. Не использовать дефектные или восстановленные шкворни.
  2. Обязательно учитывать рекомендации производителей и инструкции по установке.
  3. Замену данных узлов проводить в специализированных и сертифицированных центрах.
  4. Соблюдать требования по способу монтажа и крепления, особенности расположения седла. Учитывать осевую нагрузку.
Шкворень полуприцепа: для чего нужен, типы и размеры

Отмечают, что процедура замены шкворня не очень простая. Чтобы заменить деталь, необходимо сначала демонтировать старую. Для этого потребуется паяльная лампа и мощный домкрат. Шкворень разогревают, откручивают имеющиеся соединения и при помощи домкрата выдавливают его. В свободных источниках и специальной литературе можно найти подробные инструкции по монтажу шкворня.

Расчет нагрузки на шкворень

Хотя соединительный шкворень изготовлен из прочных сплавов, он подвержен поломкам и деформациям, так как на него действуют очень большие нагрузки. Причинами этого часто являются нарушения баланса осей полуприцепа, а также нарушения допустимой нагрузки полуприцепа.

Для профилактики повреждения шкворня полуприцепа советуют проводить расчет допустимой нагрузки. Эта нагрузка обозначается буквой «D» и измеряется в Килоньютонах.

Формула расчета следующая: D=g(0,6хTхR)/(Т+R-U).

В этой формуле:

  • G – ускорение свободного падения (9,8 м/с2);
  • U – нагрузка на седло тягача в килограммах;
  • R – полный вес полуприцепа в килограммах;
  • T – полный вес тягача в килограммах.

Обслуживание и проверка

Залогом долгой и эффективной работы шкворня является его качественная смазка. Перед использованием шкворень следует обильно смазать. При этом рекомендуют использовать качественные смазочные составы (дисульфид молибдена, графит). Смазку также следует обильно нанести на опорную плиту тягача и запорное устройство.

Систематическая смазка данных узлов сцепного механизма гарантирует его долгую и эффективную работу.

Шкворень полуприцепа: для чего нужен, типы и размеры

Выбор шкворня для полуприцепа

При замене данной детали полуприцепа советуют подбирать деталь, аналогичную заводской, которая была установлена на полуприцепе. У каждой детали существует ее заводской номер (код). По нему можно подобрать необходимую запасную часть. Существует большой выбор как оригинальных деталей, так и их аналогов, идентичных заводским. Фирм, производящих данные запасные части, существует достаточно много.

Многие водители предпочитают приобретать шкворни сцепных устройств от компаний Jost, FTE, Georg Fisher, SAF, FRUEHAUF. Эти шкворни взаимозаменяемы и подходят для большинства полуприцепов.

Так, шкворень компании SAF отлично подходит для полуприцепов Ивеко, Кегель, Шмитц, Рено, Вольво, Скания, МАЗ, КАМАЗ и многих других.

Где приобрести

В настоящее время имеется большое количество сертифицированных дилерских центров, сервисов и магазинов запасных частей, продающих детали для различных видов техники. Необходимые изделия практически всегда есть в наличии. При отсутствии нужной запчасти ее можно заказать. В максимально короткий срок деталь будет доставлена заказчику.

Продавцы запасных частей активно используют возможности реализации запасных частей через свои интернет-магазины, а также специализированные сайты, в том числе сайты объявлений. Там очень просто найти каталожный номер детали, ее фотографию, а также оформить покупку.

Согласно сведениям из интернета, стоимость шкворня самого малого размера российского производства с фланцевым креплением составляет 3000 рублей.

Средняя стоимость шкворня для сцепки составляет 4000–5000 рублей.

Оригинальные фирменные запасные части стоят около 6000 рублей.

Советуют помнить, что шкворень является очень важной деталью полуприцепа, обеспечивающей его надежную сцепку с тягачом. Регулярная смазка этого узла и правильная эксплуатация полуприцепа способна увеличить срок службы шкворня до 8 лет. Однако в случае поломки сцепного пальца приобрести новую деталь не составит труда.

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Сэкономьте на самосвальном
полуприцепе 2,2 млн рублей

Оставь заявку сейчас и получи получи инструкцию как сэкономить 2 263 344 ₽ при покупке самосвального полуприцепа

Как с вами связаться?

Дмитрий Катанов

ведущий эксперт полуприцеп.рф

Дмитрий Катановведущий эксперт полуприцеп.рф

Как с вами связаться?

добавить отзыв

Загрузить фотогрфию

Обзор

Файл не выбран

Дмитрий Катановведущий эксперт полуприцеп.рф

Как с вами связаться?

Комплект документов для согласования договора аренды
  • Последняя отчетность о прибылях и убытках с отметкой ФНС (для юр.лиц на ОСНО)
  • Бухгалтерский баланс с отметкой ФНС (для юр.лиц на ОСНО)
  • Выписка с расчетного счета (для юр. лиц на УСН)
  • Паспорт директора 
  • Заполненная анкета