Выбор полуприцепа: что надо знать о стали, из которой он изготовлен
Выбор полуприцепа: что надо знать о стали, из которой он изготовлен
На российском рынке давно существует стереотип, что качественный полуприцеп должен быть изготовлен из стали знаменитых иностранных брендов — Hardox, Domex, Strenx. Это могло прямым образом повлиять на решение при выборе полуприцепа, и раньше многие российские производители использовали такую сталь при изготовлении конструкционных элементов.
С тех пор как закрепился этот стереотип, многое изменилось. В 2022 году на российском рынке полуприцепов доля отечественных производителей выросла с 63 до 77%. Частично это объясняется ростом цен на иностранные полуприцепы, но есть и еще один важный фактор: отечественные производители научились выпускать рамы и кузовы самосвальных полуприцепов из российской стали, не уступающей европейским аналогам.
Лидер российского рынка «Тонар» уже несколько лет как отказался от закупок Hardox и Domex в пользу отечественной стали, а его доля на рынке в 2022 году выросла до 16%. За ним следуют и другие: недавно, например, и «РИАТ» перешел со шведской стали на продукцию НЛМК, а Grunwald — на линейки той же НЛМК и «Северстали». Стоит ли в этих условиях переплачивать за полуприцепы из стали известных мировых брендов?
Марки против брендов
Попробуем разобраться в характеристиках материалов, которые важны для перевозчика. Сам по себе бренд стали значения не имеет — важна конкретная марка, которую под этим брендом производят. Маркировка показывает, каким стандартам она соответствует: например, цифра 700 в названии высокопрочной стали (шведская Strenx 700MC, российская Powerform 700) указывает на минимальный предел текучести. А в случае с износостойкими сталями цифра 450 в названии (шведская Hardox 450, российская Quard 450) говорит о характеристиках твердости.
В частности, в России тоже делают сталь с пределом текучести в 700 МПа, которая популярна среди производителей полуприцепов: Powerform 700 («Северсталь»), Magstrong S700МС (ММК), Quend 700 (НЛМК). По своим свойствам и характеристикам эта сталь отечественных производителей аналогична зарубежной и соответствует таким же требованиям.
Вообще, при изготовлении кузова и рамы самосвального полуприцепа особо важны две характеристики стали.
• Прочность (предел текучести) показывает способность сплава сопротивляться нагрузкам и измеряется в мегапаскалях. Чем выше значение, тем больше нагрузка, которую выдержит металл. Как правило, указывается нижнее значение предела текучести, то есть у стали S700 прочность будет не менее 700 МПа.
• Износостойкость показывает твердость металла и важна для материалов кузова. Нагрузка на днище особенно большая: оно царапается при загрузке и разгрузке, в него отлетает гравий из-под колес. Износостойкость измеряется в единицах по Бринеллю (HBW). Российская сталь Quard 450 соответствует тем же требованиям, что и зарубежные марки Hardox 450 и Raex 450.
Сталь и экономика перевозок
Характеристики стали отражаются на экономике перевозок. От них зависит не только стоимость полуприцепа, но и его грузоподъемность и срок службы, то есть доход, который перевозчик с помощью него получит. Делать весь полуприцеп из одинаковой стали нецелесообразно. Если, например, сделать весь прицеп из высокопрочной стали S700, то он будет гораздо дороже аналогов, которые комбинируют различные марки стали при изготовлении. Куда эффективнее, когда в разных элементах конструкции используется разная сталь.
В раме полуприцепа и стенках кузова используют высокопрочную сталь. Чем прочнее материал, тем меньше его нужно. Применение марки стали более высокого класса (с более высоким пределом текучести) позволяет брать более тонкие листы и за счет этого делать конструкцию легче.
А вот износостойкая сталь особенно важна для днища кузова, она меньше стирается при разгрузках и погрузках и продлевает срок службы техники. Кроме того, применение износостойкой стали более высокого класса точно так же влияет на вес полуприцепа: чем выше марка такой стали, тем тоньше и легче можно сделать днище.
Сравниваем на примерах
А теперь посмотрим на практике, какую сталь используют различные производители и как это отражается на стоимости полуприцепов и общей экономике перевозок.
В производстве самосвальных полуприцепов «Тонар SH3-33», Neman Nm.T34-SH и Grunwald Gr-T34 SH используют российскую сталь S355 (09Г2С) и S420. А рамы моделей Wielton NW-3S33 и Kässbohrer DL-32 делают из иностранной стали S700.
• Самосвальные полуприцепы Тонар и Wielton имеют ощутимую разницу в цене — почти в два раза: 3,4 млн против 6,6 млн рублей.
• При этом важно помнить, что во многих регионах России перевозчики выстраивают маршруты в объезд рамок весогабаритного контроля и технику эксплуатируют в условиях постоянного перегруза. Отечественные производители знают об этом и закладывают в конструкцию дополнительный запас прочности. В результате реальная грузоподъемность у них куда выше заявленной в спецификации.
• В Европе, напротив, никто не перегружает технику из-за очень жестких законов, и конструкция импортных самосвальных полуприцепов не рассчитана на нагрузки, типичные для российского рынка. Постоянный перегруз этой техники может привести к повышенному износу осевых агрегатов, деформации рамы и трещинам кузова. Убедитесь на примере клиента нашей компании.
• Выходит, что основное отличие, за которое переплачиваешь при покупке техники из импортных материалов, это собственный вес. В нашем примере разница между моделями полуприцепов «Тонар» и Wielton около 1,3 тонны. Но при эксплуатации во многих регионах России эта характеристика не так сильно влияет на экономику перевозок, как за границей.
В результате срок окупаемости отечественного самосвального полуприцепа может быть гораздо меньше, чем у иностранного аналога. Точную окупаемость надо рассчитывать для каждого конкретного случая, но из нашего примера видно, что модели полуприцепов из российской стали даже более дешевых марок как минимум не уступают технике из импортных материалов.
Важно запомнить
• При выборе полуприцепа важен не бренд стали, из которой он изготовлен, а конкретная марка. У российских производителей есть марки стали, которые отвечают тем же требованиям к прочности и износостойкости, что их зарубежные аналоги.
• При выборе полуприцепа надо исходить из его окупаемости. Российские материалы с аналогичными характеристиками сегодня дешевле импортных. Это сказывается на стоимости самосвальных полуприцепов, которые из них делают.